"Российский транзит – поздно, технологии – мало": Эстония в поисках источника дохода

Евро
© Baltnews

Федор Гусев

Для дальнейшего развития Эстонии руководству страны придется переориентировать экономику на те отрасли, которые не связаны с туризмом и иными привычными сферами налоговых поступлений. Что это может быть? Эффективное производство, высокие технологии, транзит? 

Благодаря малочисленности населения и небольшому размеру территории, Эстонии удалось достаточно быстро и без применения чрезмерно жестких мер более или менее обуздать эпидемию коронавируса, однако сильная зависимость налоговых поступлений страны от сферы услуг и туризма ставит под вопрос способность сохранить социальную стабильность в среднесрочной перспективе.

По оценке министра социальных дел Эстонии Танеля Кийка, оказываемой государством предприятиям кризисной помощи хватит в прежних объемах максимум до июля. В случае если будет принято решение о продолжении поддержки, то выделяемые суммы начнут вне зависимости от эпидемиологической и социальной ситуации в стране уменьшаться.

То есть пострадавшим от коронавирусного кризиса предприятиям будет предложено в дальнейшем выживать своими силами, даже если осенью последует вторая волна эпидемии, а значительно подпитывавший эстонскую экономику туризм так и не восстановится в достаточном для выживания фирм объеме.  

Министр социальных дел Эстонии Танель Кийк
© Sputnik / Денис Пастухов
Министр социальных дел Эстонии Танель Кийк

Ком проблем растет

По оценке Страховой кассы по безработице, уже к июлю 30% резервов учреждения будут израсходованы. И это притом, что Министерство финансов планирует появление к концу года в стране более 90 000 безработных, которым нужно будет выплачивать и полагающиеся по закону обычные страховые возмещения по безработице. Согласно прогнозу, в следующие четыре года размер выплат Страховой кассы по безработице будет превышать размер поступающих ей взносов. Как пополнять резерв Страховой кассы в ситуации, когда поступления налогов из-за спада в экономике значительно уменьшатся, пока не знает никто. 

В качестве вариантов выхода из ситуации некоторыми специалистами предлагается увеличение взносов, которых платят работники и предприятия в Страховую кассу по безработице, а также постепенное уменьшение помощи тем или иным сферам бизнеса, исходя из их значимости. 

Учитывая опыт распределения денег на первом этапе кризиса, можно предположить, что особо значимыми снова будут признаны лишь приближенные к правящим в Эстонии партиям крупные предприятия, тогда как малому бизнесу не достанется даже тех крох, которые им все-таки пообещали весной.

Куда ни кинь…

Наверное, если второй волны эпидемии не будет, либо из-за нее не станут повсеместно предпринимать аналогичных с нынешними карантинных мер, часть бизнеса приспособиться к новым условиям сможет. Но для выполнения даже имеющихся социальных обязательств перед населением, не говоря уж о дальнейшем развитии страны, ее руководству придется предпринять меры по общей переориентации экономики на те сферы, которые не связаны с туризмом и иными привычными сферами налоговых поступлений. Что это может быть? Эффективное производство, высокие технологии, транзит? 

С первым без солидных внешних инвестиций Эстония вряд ли справится, поскольку потенциал крупной промышленности, в которой были заняты многие тысячи людей, был утрачен вместе с выходом из состава СССР.

А ждать размещения в Эстонии иностранных производств при довольно высокой себестоимости местной рабочей силы вряд ли стоит. Даже если предположить, что уровень зарплат в республике из-за кризиса снизится, он все равно будет в разы выше, чем в Китае или на Ближнем Востоке. 

Про развитие стартапов и высоких технологий власти Эстонии говорят годами. Они действительно теоретически могли бы стать хорошим источником доходов. Однако, несмотря на успех отдельных проектов, доля их доходности для экономики через налоги и трудовую занятость минимальна. При всем желании десятки тысяч потерявших из-за эпидемии коронавируса работу людей найти ее в сфере высоких технологий не смогут.  

Организация новых рабочих мест, связанных российским транзитом, тоже маловероятна. Кризис кризисом, но Эстония ни на цент не уменьшила свой оборонный бюджет, а продолжающиеся антироссийские заявления руководства страны явно не способствуют возобновлению экономических контактов с восточным соседом.  

Политики не готовы

Из потенциальных источников доходов у Эстонии остаются пока лишь надежды на помощь со стороны Европейского союза и новые кредиты. Поскольку общее кредитное бремя страны невелико, то последние с большой долей вероятности Эстонии дадут, но их чистое "проедание" лишь перенесет пик социальных проблем на несколько лет. 

Конечно, за это время пройдут очередные местные и парламентские выборы, к которым можно будет снова придумать что-то вроде знакомой таллинцам программы сопровождающих в общественном транспорте, то есть социальных рабочих мест. Но общей проблемы трудовой занятости и доходов государства это никак не решит. Для принятия кардинальных решений необходимо изменение политического курса страны, но воли к этому у нынешних эстонских партий пока не наблюдается.   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме