– Г-н Бовт, как Вы считаете, смогло ли движение "желтых жилетов" направить Францию в правильное русло развития, или же оно принесло с собой только разрушения, которые пошатнули статус страны на международной арене?
– У движения нет никакой конструктивной программы, люди просто протестуют против нынешней политики президента Макрона. Что касается набора требований, то он достаточно левого толка, поэтому вряд ли выдвигаемые условия можно осуществить. Однако некоторые из этих требований будут учтены и скорректируют политику. Поскольку движение массовое, то Макрон и его правительство будут вынуждены пойти навстречу протестующим.
Другими способами на французских властей повлиять было нельзя, потому что нет таких политических сил, которые бы отражали интересы слоев населения, принявших участие в протестах. Правительство не слышало этих людей.
– В таком случае, как повлияли протесты на статус Эммануэля Макрона как президента страны?
– Поддержка Макрона среди населения упала до 20%. Его рейтинг одобрения на посту президента является самым низким во Франции за все послевоенные годы, даже ниже, чем у его предшественника Франсуа Олланда, хотя считалось, что антирекорд экс-президента побить крайне сложно. Макрону, увы, это удалось.
Теперь Макрону придется отвлечься от международной повестки, которой он чрезмерно увлекался ранее, строя из себя нового генерала де Голля. Президенту придется заняться внутренней политикой и решением тех проблем, которого требует от него французское общество.
– После требований понижения цен на топливо "жилеты" настаивали на свержении президента. Как Вы думаете, могли ли протестующие добиться своего в полной мере и свергнуть президента с его поста?
– Думаю, что столь радикальная мера маловероятна, поскольку у движения нет достаточно сил, чтобы свергнуть Макрона. Поскольку количество частных требований достаточно большое, то можно понять, что французам не нравится "зеленая" политика Макрона в целом. На их взгляд, она слишком далека от простых людей и игнорирует их интересы.
Более того, помимо неоправданных экологических инициатив, Макрон восстановил практику налогообложения пенсионеров и лишил студентов льгот. При этом он ослабил налоговую базу для богатых. Протестующие не смогли принять такую, по их мнению, "несправедливость".
– Может, движение обусловлено страстью французов к бунтам и мятежам? Еще со времен Великой французской революции мы помним тот громкий лозунг: "Свобода. Равенство. Братство". Как можно исторически объяснить страсть Франции к протестам?
– Французы – хорошо организованная нация. Они умело организуют акции протеста и добиваются своих целей весьма эффективно, таким образом, они прибегают к тем мерами, которые действенны. Когда другие меры не работают, народ выходит на улицы и добивается реализации своих прав.
– На Ваш взгляд, как изменится жизнь во Франции после "желтых жилетов"?
– Очевидно, что президент попытается "выправить" свой рейтинг и поэтому пойдет на многочисленные уступки. В зависимости от того, насколько грамотно Макрон выстроит коммуникацию и линию переговоров с лидерами протеста, будет складываться его дальнейшая политическая карьера.