Ни слова о деньгах для Украины: как оправдывается премьер-министр Эстонии

© AP Photo/ Christophe Ena

Повышение пособий для семей и детей эстоноземельцев требует обсуждения, настаивает премьер-министр Эстонии и прикрывается при этом войной и кризисами. Но молчит о куче денег, потраченных для Украины.

На прошлой неделе из-за повышения детских и семейных пособий в правящей коалиции случился скандал. Baltnews писал, что Партия реформ пошла против большинства Рийгикогу на фоне беспрецедентных расходов на оборону и помощь Украине, а премьер-министр Кая Каллас даже обвинила партнера по коалиции, Центристскую партию, в попытке развала той самой коалиции.

Но такая риторика реформистов поддержки и понимания не получила, и Кая Каллас решила пойти другим путем – затянуть процесс принятия решения о повышении пособий. В понедельник, 16 мая, на своей странице в Facebook Каллас написала, что реформисты, конечно, поддерживают повышение пособий, но считают, что это требует более широкого обсуждения. Примечательны аргументы, которые приводит Каллас.

Напомним, что речь идет о дополнительных 300 миллионов евро в год. При этом многомиллионные расходы на оборону, помощь украинским беженцам и вооружения для Украины принимались без долгих обсуждений – буквально за считанные дни или недели.

Виновато что угодно, но не решения власти

В попытке оправдаться за неприглядное поведение в отношении эстоноземельцев с детьми Каллас написала о трудных временах в течение нескольких лет, которые, к сожалению, еще не закончились. По ее словам, под трудными временами понимается энергетический кризис, который вызван ростом цен на энергоносители и "полномасштабной войной". Конечно, Кая Каллас никак не уточнила роль политиков в таком развитии событий. А ведь именно они обладают волей вести ту или иную политику – то есть в интересах собственной экономики, или в интересах более влиятельных партнеров.

Каллас написала, что после коронавирусного кризиса экономика начала расти, что привело в Эстонии к росту в 8,6%, а также "привело к высокой инфляции и, конечно же, влияет на средства к существованию каждого". Премьер-министр, естественно, не объяснила эстоноземельцам, что инфляция связана не с объективным ростом экономики, а с накачкой экономики деньгами, чтобы стимулировать потребление.

"Энергетический кризис и война в Украине тесно связаны, и прогнозируется, что последствия санкций, сбои или повышение цен в цепочках поставок могут привести к экономическим трудностям и, следовательно, к рецессии, вынуждая компании закрываться. Безработица также может вырасти. Так что нас ждут действительно трудные времена, и нам нужно посмотреть, как помочь людям выжить как можно безболезненнее", – отметила Каллас, никак не проанализировав ситуацию с другой стороны – а что было бы, если бы "цивилизованный Запад" не устраивал санкционного давления на Россию, загоняя собственную экономику в тяжелейшее положение.

Далее Каллас попыталась свалить часть ответственности на Банк Эстонии и Министерство финансов, которые "должны попытаться предсказать будущее, чтобы иметь возможность учитывать, сколько денег государство имеет от налоговых поступлений и сколько мы можем потратить". И подчеркнула, что это касается постоянных затрат, которые необходимо нести каждый год, – пенсии, детские пособия и другие выплаты.

"Мы знаем, что у нас есть много областей, где нам нужны дополнительные деньги, – например, расходы на оборону, финансирование высшего образования, долговременный уход, зарплаты учителям, спасателям, полиции, энергетике, и это лишь некоторые из них. По этой причине эти предложения обсуждаются вместе с бюджетом, потому что при повышении долгосрочных расходов необходимо решать и другую часть уравнения – где найти доходы для покрытия долгосрочных расходов", – написала Каллас.

Напомним, что за последнее время безудержное увеличение военных расходов и материальной и военной помощи Украине, а также многомиллионная поддержка украинских беженцев привели к чудовищному росту государственного долга, выплаты по которому также нагружают бюджет, о чем предупреждали компетентные в этом вопросе органы. Но Кая Каллас такие скользкие вопросы обошла стороной.

Зато сообщила: "Партия реформ выступает за увеличение алиментов". Наверное, это тоже должно обрадовать эстоноземельцев и их детей и вселить чувство уверенности в завтрашнем дне.

И подвела к тому, что "единственное, о чем просили реформисты в прошлый понедельник и о чем просят сейчас, – это о том, чтобы у нас было время обсудить это предложение [повышение детских и семейных пособий]", и сослалась также на то, что на прошлой неделе отсутствовал министр финансов. В качестве аргумента в пользу своих доводов Каллас отметила, что новые пособия начнут выплачиваться не ранее января 2023 года, следовательно, время для обсуждения есть, и можно решить, за счет сокращения каких расходов можно повысить эти пособия.

Еще вопрос, кто подтолкнул мир к войне

Опасаясь, видимо, того, что эстоноземельцы и коллеги по правительству вполне могут напомнить о возможности быстрых решений, Каллас оправдала скоропалительное решение об увеличении расходов на национальную оборону в январе тем, что "у нас были разведданные о том, что война в Украине вот-вот начнется".

"Эти решения были разовыми и нужны были срочно, чтобы не упустить момент, когда мы не можем вернуться назад. Мы знали, что когда война действительно начнется, все страны будут накапливать одни и те же вещи, что, в свою очередь, будет означать значительный рост цен и дефицит. Что и случилось. Благодаря январским решениям Эстония получит свое оборудование намного дешевле, чем мы могли бы принять эти решения сегодня, и нам не придется беспокоиться о том, что нам не хватит. Мы были впереди остальных", – заявила Каллас.

Никто, на самом деле, не может сегодня отрицать и того, что "война на Украине", вполне возможно, началась именно поэтому, что страны-члены НАТО кинулись вооружаться под дружную риторику о войне с Россией и захвате Донбасса.

И под конец своего сообщения Кая Каллас вспомнила об "ответственном управлении", которое "требует, чтобы решения с долгосрочными последствиями принимались взвешенно".

Действительно, если бы все решения власти Эстонии принимали взвешенно и с оглядкой на возможные последствия, может, и транзит был бы сохранен, и железная дорога вместе с портами обеспечивала бы тысячи рабочих мест, и туристы пополняли бы кошельки местных бизнесменов, и энергоносители поступали бы в страну по дружественным ценам, и много что еще было бы хорошо в маленькой балтийской республике.