Электрокаром по кошельку: автомобилисты не идут на поводу у "зеленого" курса Брюсселя

© Pixabay / andreas160578

Брюссельская программа электрификации дорожного транспорта рассчитана только на богатых покупателей электромобилей.

Недавние исследования рынка электромобилей и отношения к ним потребителей в разных регионах Евросоюза показывают, что Брюссель выдает желаемое за действительное, заявляя о несомненном скором успехе электрификации дорожного транспорта.

Для многих европейцев и, прежде всего, тех, что живут в государствах Центральной, Южной и Восточной Европы массовое использование электромобилей представляет собой что-то вроде миража, брюссельских фантазий, не имеющих никакого отношения к реальной жизни небогатой части населения.

В силу некоторых причин у многих эстоноземельцев вдруг оказалось на руках некоторое количество "свободных" денег. Прежде всего, как известно, это средства, вырванные недавним решением правительства страны из скаредных лапок пенсионных фондов, не очень успешно обслуживающих вторую пенсионную ступень.

Плюс некоторая помощь, выплачиваемая властями для поддержания частного бизнеса на плаву во время коронавирусного кризиса, плюс средства фондов Евросоюза.

В общем немного денег есть. Которые хочется потратить по возможности с толком и пользой. Так почему бы не присмотреть себе новую или дополнительную машину, задумались эстоноземельны, но тут же вспомнили о страшных цифрах на табло бензозаправочных станций.

И отправились выяснять, а как там насчет электромобилей. Ведь интернет и телевидение все уши прожужжали, рассказывая об успехах европейского "электромобилестроения", о бешеном спросе на электрические машины в Германии и об их значении для борьбы с потеплением климата. Так может и правда поменять свою "грязную" на новую, "дружественную атмосфере"?

Электромобиль в Эстонии купить можно и даже технически несложно. Вот и попробуем присмотреть что-нибудь подходящее по цене, ну и чтоб понравилась, конечно. Эти два критерия, как известно, совпадают нечасто.

В салоне крупной фирмы, занимающейся продажей машины, в частности, одного из известных южнокорейских производителей, ориентированного, как говорят, эксперты, в основном, на покупателей со средним и невысоким достатком, нашелся всего один электромобиль. Вполне симпатичный на вид и очень уютный внутри.

Продавец, оказавшийся явно знающим и умелым специалистом, машину, конечно, хвалил. Говорил, что сам на ней немало поездил и вполне доволен и ходовыми качествами, и уровнем комфорта. Поначалу, нервничал из-за опасения не найти станцию подзарядки и встать посредине дороги где-нибудь в лесу.

Но успокоился, поняв, что и подзарядиться в общем-то несложно, да и заряда аккумуляторов хватает проехать всю Эстонию насквозь. А затем, осторожно оглядевшись вокруг на предмет подкрадывающегося и навострившего уши эстонского начальства, спец сказал доверительно: "Но сам бы я такую не купил".

О чем может рассказать продавец автомобилей

Клиент (автор Пауль Томсон – прим. Baltnews) был, как говорят некоторые продавцы, "вялый", то есть денег в достаточном количестве явно не имевший, а электромобилями интересовавшийся постольку поскольку. Вроде как присматривается, ищет и думает.

Кроме того, в современной Эстонии под давлением, очевидно, "окружающей среды" между местными русскоязычными часто сходу складываются приятно теплые, доверительные отношения. Вроде как тайное сообщество, живущее по неписаному правилу: есть "мы" и есть "они", и мы-то с тобой все понимаем...

– А почему не купил бы?

– Дорого, слишком дорого. Они комплектуют эту машину, замечательную машину, максимально возможным количеством дополнительных опций.

– Так в чем проблема-то? Положим, я возьму в базовой комплектации...

– Максимальная и есть базовая. Бери так или не бери вообще.

– То есть это машина для богатых...

– Ну да. Вроде как престижная игрушка. Есть, конечно, состоятельные клиенты, покупают. Но их всего пара, тройка. Нам невыгодно заказывать много таких машин, стоять будут. А во что обходится обновление или перепрошивка программного обеспечения для некоторых электромобилей, я вообще молчу.

– И все крупные производители делают только такие модели, в максимально дорогой комплектации?

– Насколько я знаю.

– Значит и для них это всего лишь товар для богатых клиентов....

На этой печальной ноте мы, два не очень богатых потенциальных покупателя электромобилей, пожимаем друг другу руки и расходимся. Думая о том, что и производители, и их клиенты относятся к электромобилям не как к массовой продукции, а как к эксклюзивному товару.

Почти шестикратный рост цен: будущему эстонских авто на сжатом газе не позавидуешь >>>

А значит с покупкой надо подождать, пока цены упадут или пока Брюссель расщедрится на какие-нибудь программы финансового стимулирования спроса на электрический дорожный транспорт. Ну или пока не придут китайцы и не укажут Евросоюзу на ошибочность его ставки на дорогие электромобили.

Китай доказывает ошибочность европейской стратегии

Несложно найти в глобальной сети множество материалов, например, о китайской машине Wuling HongGuang Mini EV, которая по количеству продаж далеко обходит знаменитую Tesla и всех остальных – а их в Китае поболее будет, чем в Европе – участников рынка.

Электромобиль Wuling HongGuang Mini EV 

За неполный год производства было куплено почти 300 тысяч штук и планируется в скором будущем продавать по полтора миллиона в год. И стоит эта машинка чуть более 4 тысяч евро.

Пробег у нее без подзарядки не превышает 120 километров, но в городе в общем-то больше и не нужно, а для дальних поездок можно использовать привычный автомобиль.

Но дело даже не в том, что "китайские коммунисты" позаботились о массовом электромобиле для небогатых покупателей, а в том, что под эту и подобные ей машинки в городах Поднебесной создана специальная инфраструктура, позволяющая припарковать и подзарядить их практически на каждом углу.

И это решение – изменить всю городскую среду, приспосабливая ее для массового использования небольших, дешевых электрических машин, – выглядит куда более эффективным, чем производство дорогостоящих, роскошных электромобилей с максимальным пробегом без подзарядки.

Особенно если учесть, что с сетями станций подзарядки аккумуляторов в странах Евросоюза дела обстоят пока не лучшим образом.

Причем в отстающих от Запада по части доходов, уровню благосостояния и возможностям госбюджетов государствах Востока и Юга альянса, помимо проблем со станциями подзарядки, есть еще и проблемы низкого спроса на дорогие машины.

Судя по словам лидеров Евросоюза, революция электромобилей идет полным ходом. "Я думаю, что переход к электромобилям идет намного быстрее, чем кто-либо ожидал", – цитирует брюссельское издание Еuractiv вице-президента Еврокомиссии Франса Тиммерманса, который курирует в Брюсселе всю "зеленую политику".

Его точка зрения вполне отражает широко распространенное в столице альянса мнение. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен также заверила европейцев в недавнем Докладе о положении дел в Союзе, что "изменения уже происходят", отметив регистрацию в Германии большего количества электромобилей, чем дизельных машин, в первой половине 2021 года.

Продажи электрического дорожного транспорта действительно растут (порядка 20% всех регистраций новых машин в Европе в 2021 году, а двумя годами ранее таких было всего 3,5%), а Tesla, лидер западных рынков, стала самой дорогой автомобильной корпорацией на планете.

Юг и Восток пока предпочитают недорогие автомобили

Но если начать разбираться в том, где именно растут продажи электромобилей, кто их покупает и как к ним относятся в разных регионах Евросоюза, картина вырисовывается не такая уж и радужная. Уж точно не настолько революционная, как заявляет Брюссель.

Уже упомянутое Еuractiv провело расследование, которое, вероятно, стало чуть ли не откровением для западноевропейцев, хотя его результаты совершенно очевидны для жителей менее состоятельных регионов альянса. Достаточно, например, доверительно побеседовать с продавцом в каком-нибудь эстонском автосалоне.

"Слабо развитый рынок подержанных электромобилей, путаница с подписками на услуги зарядки и опасения по поводу деградации аккумуляторов продолжают препятствовать внедрению электромобилей, усугубляя часто упоминаемые проблемы, такие как высокие первоначальные затраты и отсутствие инфраструктуры для зарядки", – отмечают авторы исследования.

Национальные системы стимулирования покупок электромобилей в небогатых странах Евросоюза оказались малоэффективными для потребителей со средним и низким доходом, которым трудно осилить высокие цены на электромобили.

Например, в Румынии, где введены самые высокие в Евросоюзе экологические бонусы для покупателей электромобилей и гибридов (10 000 евро), даже с учетом правительственной субсидии цены электрических машин остаются "за пределами диапазона возможностей большинства потребителей".

"Самая дешевая модель электромобиля в Румынии стоит более 30 тысяч евро, что является обременительной ценой на рынке, где ежегодно регистрируется в четыре раза больше подержанных автомобилей, чем новых покупок", – отмечает Еuractiv.

В других государствах с относительно невысокими по сравнению с Западной Европой уровнями доходов ситуация немногим лучше – значительная часть покупателей машин довольствуется подержанными автомобилями, поскольку не может позволить себе новые.

А ведь средняя цена электромобиля на 50–75% выше, чем на альтернативный автомобиль с бензиновым двигателем того же класса, причем цена увеличивается, если покупатель выбирает аккумулятор большей емкости с большей дальностью хода.

Опросы общественного мнения в разных странах Восточной и Южной Европы показывают, что лишь около 33% водителей планируют купить электромобиль, и более половины респондентов убеждены, что электрические автомобили слишком дороги.

Все это мало согласуется с тем, как видит ситуацию официальный Брюссель. "Революция электромобилей" большинству населения небогатых регионов Евросоюза кажется фантазией богатого Запада, не имеющего прикладного значения для повседневной жизни. Возможно, картина со временем и по мере появления недорогих электромобилей изменится.

Но пока напор Брюсселя, продвигающего электрический транспорт и запрещающего с 2035 года выпуск машин с двигателями внутреннего сгорания, способствует дополнительным разногласиям и даже расколу между богатым Западом и бедным Востоком альянса.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.