Временно не лидер: Эстония борется за пьедестал почета в "цифровой" гонке ЕС

Еще недавно Эстония считалась цифровым лидером Евросоюза, но потом сильно сдала свои позиции в рейтинге.

Эстония понемногу теряет позиции европейского лидера применения IT-технологий в экономике и повседневной жизни.

Брюссель отслеживает прогресс государств Евросоюза с помощью "Индекса цифровой экономики и общества" (DESI), который учитывает успехи союзных стран в цифровой сфере по нескольким параметрам. Индекс Эстонии снижается, она уступает свои позиции другим государствам альянса.

Эстония по-прежнему украшает собой группу цифровых лидеров Евросоюза, но ей придется приложить немало дорогостоящих усилий, чтобы хотя бы удержаться в десятке "передовиков", не говоря уж о сохранении за собой нынешнего седьмого места.

Брюссель, несомненно, намеренно придает развитию цифровых технологий вид соревнования, пытаясь таким образом дополнительно стимулировать национальные столицы.

Индекс DESI Еврокомиссия использует уже семь лет и за прошедшие годы Эстония, к сожалению, заметно "сдала". Хотя ее индекс продолжает расти, у все большего количества стран альянса он увеличивается заметно быстрее.

Даже по такому показателю, как оказание властями услуг населению, прибалтийская родина "электронного государства" уже отстала от Мальты, которая умудрилась полностью оцифровать процесс общения правительства и муниципалитетов с населением, переведя его в виртуальное пространство.

Таллину вполне по силам выполнить поставленную Евросоюзом задачу перевести к 2030 году в онлайн-режим все ключевые государственные услуги. Вот и пандемия COVID-19 продемонстрировала способность страны лидировать во внедрении продвинутых решений в организации электронных услуг здравоохранения.

Но вовсе не факт, что страна сможет при всех своих достижениях не уступить в темпах и масштабах достижения заданной цели Люксембургу и Швеции, почти догнавших Эстонию (по данным еще на 2020 год). Хороший задел в массовом использовании IT-технологий и всеобщей компьютерной грамотности дает эстоноземельцам фору, но возможности ее практически исчерпаны, а дальнейшая гонка требует немалых инвестиций.

Эстония продвигается вполне успешно, но медленно

Именно в инвестициях, а вернее в недостатке средств, потребных для развития сферы цифровых технологий, и состоит проблема Эстонии. Одним из ключевых элементов расчета индекса DESI становится показатель освоения 5G, пятого поколения беспроводной связи, позволяющего перейти на следующую ступень развития IT-сектора, к высоким скоростям передачи данных, к "интернету вещей".

Эстония пока вообще не имеет (по данным Еврокомиссии на 2020 год) достойных упоминания коммерческих возможностей подключения населения к таким сетям. Зато имеет высокий общий охват фиксированной связью с сетью сверх высокой пропускной способности (VHCN).

Широким использованием систем связи 5G не могут похвастаться и многие другие страны Евросоюза, но лидеры – Дания и Нидерланды – уже обеспечивают ею 80 процентов своего населения. Новыми возможностями скоростной связи может воспользоваться половина австрийцев.

Создание сетей нового поколения идет довольно бурными темпами (так что данные на 2020 год быстро устаревают), но далеко не во всех странах альянса.

Очевидно, что первыми задачу обеспечить к 2030 году все население высокоскоростной беспроводной связью 5G или подключением к самым современным стационарным сетям выполнят наиболее обеспеченные страны Евросоюза (а также те, что не особенно поверили в выдвинутые США обвинения против китайской Huawei и купили у нее соответствующее оборудование).

Услуги подключения к 5G предлагают и эстонские фирмы-операторы мобильной связи, но особым спросом они не пользуются как по причине дороговизны телефонов и самих услуг, так и из-за ограниченной возможности ими воспользоваться (площадь покрытия связью нового поколения пока невелика).

Как отмечает Брюссель, страна отстает в предоставлении коммерческих услуг 5G, поскольку ресурсы спектра, необходимые для работы сетей нового поколения, государством еще не выделены. Тем не менее Эстония планирует охватить ими крупные города к 2023 году, а транспортные коридоры к 2025 году.

На что пойдут "цифровые" деньги кризисного фонда ЕС

Страны Северной Европы, Ирландия и Мальта, судя по индексу DESI, явно уходят "в цифровой отрыв", оставляя далеко позади большинство других государств Евросоюза.

Греция, Болгария и Румыния занимают последнее место. "Индекс этого года положителен, все страны ЕС добились определенных успехов в повышении качества цифровых технологий и повышении конкурентоспособности, но можно сделать еще больше", – заявила исполнительный вице-президент Еврокомиссии по цифровым технологиям Маргрет Вестагер.

Она подчеркнула, что Брюсселю необходимо работать со странами альянса, "чтобы гарантировать инвестирование средств на ключевых направлениях через "Механизм восстановления и устойчивости" (основная часть антикризисного фонда "Следующее поколение ЕС")".

Пятая часть денег этого фонда, а применительно к Эстонии, уже получающей первые транши, это без малого миллиард евро, должна быть потрачена на развитие цифровых технологий.

Что именно и как Таллин намерен предпринять, чтобы продвинуться в индексе DESI, например, по части развития сети 5G, пока не ясно.

В представленном Таллином плане освоения денег фонда говорится, что предназначенная для развития цифровых технологий 20-процентная часть средств будет почти полностью потрачена "на дальнейшее развитие и без того хорошо цифровизированного государственного управления Эстонии".

Почти половина мер поддержки "цифровой трансформации", то есть порядка 97,5 миллиона евро, будет направлена на дальнейшую "цифровизацию административных и государственных услуг".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.