Когда похвастаться успехами в области экономики или медицины не получается, эстонские политики всегда вынимают "русскую карту". При этом лучше всего – если та карта одновременно изобличает "злые умыслы" не только местных русских, но и "коварной и агрессивной" России.
На этот раз "российскую угрозу" в очередной раз углядел бывший министр юстиции и внутренних дел, а ныне депутат парламента от правящей Партии реформ Ханно Певкур, призвавший закрыть на территории Эстонии "распространяющие пропаганду прокремлевские телеканалы".
"Абсурдно, когда свободный доступ каналов, наполненных разжиганием розни, оплачивает налогоплательщик, но при этом финские каналы, которые в советское время открыли нам свободный мир, не входят в основной пакет кабельного телевидения. Это заставляет спросить, кому выгодно, что враждебные российские каналы свободно распространяются в Эстонии, а за каналы нашего друга и союзника Финляндии приходится доплачивать?" – спрашивает Певкур в своей статье в ERR.
Кто кому платит?
Если абстрагироваться от политики, то, откровенно говоря, остается непонятным сама суть озвученных претензий.
Неужели Певкур думает, что в Эстонии до сих пор кто-то бесплатно ретранслирует российские телеканалы?
Жители Нарвы и других приграничных регионов, возможно, и могут что-то поймать на местную антенну, которая принимает сигнал из соседней России (и то не факт, ведь используемые в РФ технологии передачи сигнала – не хуже эстонских), но что касается эстонского кабельного телевидения, то за него платят деньги на коммерческих основаниях без исключения все абоненты.
Безусловно, есть более дешевые и дорогие пакеты, но их цены никак не дотируются из бюджета государства, а исходят исключительно из рыночных условий – если телеканал популярен и приносит рекламу, то вполне естественно, что являющиеся коммерческими предприятиями кабельные операторы предлагают именно эти "товары" в основном ассортименте потенциальным покупателям.
Если же их вывести в более дорогой пакет, то клиенты начнут в принципе отказываться от услуг кабельного телевидения в пользу более дешевых и современных интернет-решений.
Говоря совсем по-простому: российские каналы покупателям услуг кабельных операторов нравятся, а финские – гораздо меньше. И вряд ли при всем желании удастся навязать людям последние, даже если они оказали когда-то неоценимую услугу в обретении независимости государства.
Политическая логика
Но это понятно любому разумному человеку, если он руководствуется в своих рассуждениях исключительно здравым смыслом. А вот если политическим, то все сразу становится по-другому.
Ведь тут на первый план выходит не экономика, а "политическая целесообразность", притом в самой извращенной тоталитарной форме – "кто не с нами, тот против нас". Если же у тебя аргументов не хватает, то оппонента надо обязательно запретить.
Впрочем, бесполезность запретов понимают даже многие мейнстримные деятели. В частности, бывший член правления крупнейшего медиаконцерна Эстонии Postimees Grupp Свен Нуутманн запрещать в Эстонии вещание российских телеканалов не считает разумным.
Вместо этого, по его мнению, необходимо значительно увеличить финансирование эстонского русскоязычного общественно-правового телеканала ETV+, повысив его привлекательность в глазах местной русскоязычной аудитории.
"Нужно не каналы запрещать, а дать в пять раз больше денег русскоязычному каналу ERR. Возьмем хотя бы русскоязычное "Радио 4", у которого очень большая аудитория. И популярность ETV+ выросла во время пандемии коронавируса. Если делать хорошие программы, а не пропаганду, то есть все возможности", – сказал Нуутманн.
Но в том-то и проблема, что качеством предлагаемых программ эстонские проправительственные СМИ похвастаться не могут. Точнее, качество для местного уровня неплохое. Для эстоноязычной аудитории, предпочитающей передачи на родном языке, его хватает.
В то же время оно и близко не может конкурировать с программами федеральных российских каналов, которые смотрят проживающие в Эстонии русские, отдавая им предпочтения не только из-за языка, но и из-за высочайшего уровня технического, журналистского и развлекательного исполнения.
Оторвать от просмотра российских телеканалов не сможет ни один запрет (если конечно Эстония не отключит интернет в целом).
Это наглядно показал пример соседней Латвии, которая хоть регулярно и запрещает российские телетрансляции, но это никак не влияет на предпочтения аудитории. Ведь для просмотра любимых программ есть масса обходных технических средств.
Закрытые границы делают свое дело
Единственное, чем могут привлечь эстонские СМИ местного русского читателя на свою сторону, – это предельно взвешенная информация, касающаяся каждодневной жизни простых людей. Без малейшего намека на промывание мозгов, особенно если в ходе него во всех бедах обвиняется сам русскоязычный потребитель новостей или тесно связанная с его культурно-языковой идентичностью страна.
Но таких каналов в Эстонии нет, а в однолинейном представлении эстонских политиков любые компромиссы в "священной борьбе" с Россией в принципе невозможны – ведь они не дают раздувать страсти и тем самым мобилизовать избирателя, который не умеет или не желает просчитывать ситуацию хотя бы на несколько шагов вперед.
С другой стороны, упомянутый выше Свеном Нуутманом рост популярности телеканалов во время пандемии произошел во многом из-за того, что Россия сама закрыла границу для большинства проживающих в Эстонии русскоязычных.
В результате их контакты с метрополией значительно ослабли, и они переключились на потребление информации в рамках местного замкнутого медиапространства. И чем дольше граница будет закрыта, тем успешнее можно будет продвигать в Эстонии местные информационные продукты, даже не улучшая их качества.
Можно не сомневаться, что с приближением очередных парламентских выборов попыток запретить российские каналы будет все больше. Но при отсутствии в Эстонии достаточного количества качественных русскоязычных медиапродуктов, эта борьба обречена на провал.
Можно заставить потребителя какое-то время ездить на "Запорожце", но при малейшей возможности он, несомненно, предпочтет более продвинутую марку.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.