На днях исполнилось ровно девять месяцев с того момента, как 58-летний правозащитник, специалист по Конституционному праву и общественный активист Сергей Середенко был задержан эстонской службой безопасности КАПО и помещен в таллинскую тюрьму. Месяц назад ему вновь были запрещены звонки (кроме родных и адвоката), свидания и переписка.
Закрывать, запрещать и не пущать
До это какое-то короткое время Сергей начал присылать друзьям и публиковать на разных интернет-порталах свои "тюремные записки", возобновил выпуски "Политкорректора" на портале Baltnews, каждую неделю звонил друзьям, информируя их о нюансах своего уголовного дела, что было очень важно – ведь на свободе ничего не было известно о том, кому и чем мог помешать правозащитник, вынужденный в последние годы работать скромным дворником гимназии.
Я (автор Алла Березовская – прим. Baltnews) тоже успела отправить ему два заказных письма с распечатанными по его просьбе статьями из разных СМИ на 70 страницах, как вдруг пришло неприятное известие – Середенко снова получил запрет на переписку и звонки. А спустя три дня моя последняя бандероль вернулась в потрепанном виде из Эстонии в Латвию с надписью, окрашенной желтым маркером: "Вернуть отправителю! Запрет".
И сразу как отрезало. Адвокату не дозволено обсуждать дело своего клиента с третьими лицами, власти страны тоже практически ничего не объясняют общественности. А самому политическому узнику вновь заткнули рот. Можно только представить, насколько психологически тяжело сейчас приходится Сергею. Сначала, после полугодовой изоляции, дали человеку глотнуть свежего воздуха, а потом опять недрогнувшей рукой перекрыли ему кислород, фактически поместив его в информационный вакуум.
Тут и гадать нечего. Конечно, инициаторам ареста Середенко совсем не понравились его публикации из тюрьмы, в которых он с присущей ему тонкой иронией подробно описывал хитросплетения собственного уголовного дела – пожалуй, первого дела такого рода против известного борца за права человека, в свое время заслужившего в народе звание "русского омбудсмена" Эстонии.
"Деятельность по влиянию": 80 раз
Как уже писали, Сергея Середенко обвиняют в антигосударственной деятельности по статье 235 1 УК ЭР "Отношения против Эстонской Республики": "Создание или поддержание отношений с иностранным государством, иностранной организацией или лицом, действующим по заданию иностранного государства, с целью совершения преступления, установленного статьями 231, 232, 233, 234, 2342 и 235 настоящего Кодекса – наказываются тюремным заключением на срок до шести лет".
По словам самого Середенко, это даже не "шпионаж-лайт", как в уголовном законе Латвии, а скорее репринт печально знаменитой уголовной статьи 58 – "антисоветская деятельность".
Он успел сообщить, что ему вменяют в вину участие в международных правозащитных конференциях: в Европарламенте, ОБСЕ и т.д., критические публикации в СМИ и "подрыв репутации" государственных органов и учреждений.
Как утверждает обвинение, подсудимый получал за свою "преступную деятельность" вознаграждение от российской стороны, оно выплачивалось в виде гонораров – видимо, за публикации, (тогда все журналисты – преступники?), оплаты гостиниц и транспорта во время поездок на конференции. Таким образом, за 12 лет – столько велась за ним слежка, как подсчитали в секретном ведомстве, Середенко получил около 5000 евро.
В своих письмах друзьям правозащитник задавался вопросом, почему его вдруг задержали в марте 2021 года, когда страна была закрыта из-за пандемии, сам он послушно сидел на карантине, ни в каких акциях участие не принимал, даже в "Политкорректор" ничего не писал.
Одно из предположений Середенко – арест был связан с его работой над научной монографией "Практическая диагностика (нео)нацизма", которую он собирался защитить как диссертацию, поступив в аспирантуру СПБГУ. Исследование должно было стать логичным продолжением его ранее написанной монографии по правовому радикализму. Но эти планы оппозиционного юриста могли свести на нет все усилия КАПО, которая 12 лет собирала на него компромат. Вот и потащили "русского омбудсмена" в кутузку. Так оно надежнее…
В своих посланиях Сергей писал, что у прокуратуры против него нет ничего существенного – ни доказательств, ни самой деятельности, которую можно представить в качестве угрозы безопасности Эстонии, ни даже подходящей под это уголовной статьи в законе. Зато 80 раз на 38 страницах обвинения в тексте упоминается "Деятельность по влиянию". 80 раз…
И вот что еще интересно. Эстонская Республика (в нарушение Декларации ООН о правозащитниках) категорически отказывается признавать сидящего в тюрьме "русского омбудсмена" правозащитником.
Как иронически писал другу по этому поводу Середенко: "В результате складывается абсурдная картина: всю эту "деятельность по влиянию", все эти "угрозы безопасности" государству, конституционному строю и даже территориальной целостности страны осуществляет… дворник. Да я самый влиятельный дворник в мире! Регулярно выступающий с докладами в ЕП И ОБСЕ. Жаль, что такой перспективный парень уже занят – как помнишь, согласно обвинению я состою "в отношениях". Да, пусть не с женщиной, а "против Эстонской Республики", но все равно – в "отношениях".
Что ж, в таком случае становится понятным и логичным стремление властей провести расследование в полной тайне от общественности, а судебный процесс – при закрытых дверях. Иначе, перефразируя Петра I, "дурость каждого была бы видна".
Требуют открытого судебного процесса
В связи с этим, конечно, весьма своевременным стал недавний запрос Харьюскому уездному суду от депутатов Европарламента Татьяны Жданок (Латвия) и Яны Тоом (Эстония):
"На своем предварительном заседании 22 октября вы постановили, что процесс по делу Сергея Середенко, которого обвиняют в поддержании отношений против Эстонской Республики, пройдет за закрытыми дверями.
Сергей Середенко годами являлся активным борцом за интересы русскоязычной общины, и очень многие сограждане разделяют его взгляды на русскоязычное образование и серые паспорта. Согласно публичной информации, деятельность Середенко никогда не выходила за границы политической активности, и как гражданин Эстонии он действовал в рамках законов. Таким образом, судопроизводство за закрытыми дверями оправданно вызывает недоверие.
Обращаемся к вам с настоятельной просьбой разъяснить нам, почему и на каком основании процесс, представляющий большой общественный интерес, объявлен закрытым, есть ли предпосылки к тому, что слушания будут открытыми".
Рискну предположить, что и внезапный перенос слушания дела Середенко с 8 декабря на 11 января связан именно с этим депутатским запросом. Видимо, потребовалось согласование свыше.
Но на этой неделе в тот же суд ушло еще одно важное обращение. Оно написано по просьбе Сергея Середенко и адресовано организаторам слушаний в феврале 2019 года в Европарламенте, на которых выступал и приглашенный туда в качестве правозащитника и автора научных исследований по теме прав человека в странах Балтии Сергей Середенко.
Одно из нынешних обвинений Середенко в "антигосударственной деятельности" касается именно этого его выступления в Европарламенте, официальной и общепризнанной площадке для дискуссий. Организатором парламентских слушаний в 2019 году был представитель от Латвии, являющийся в тот период депутатом Европарламента, Мирослав Митрофанов, ныне – лидер фракции РСЛ в Рижской думе.
Он отправил свое обращение по данному поводу в Харьюский уездный суд, в котором однозначно подчеркнул, что целью проведенного в ЕП мероприятия было улучшение ситуации в странах Балтии в сфере демократии, свободы слова и информации.
"В частности, Сергей Середенко в своем 15-минутном выступлении (видеозапись прилагается) обратил внимание аудитории на необходимость обеспечения защиты правозащитников не только за пределами, но и внутри Европейского союза", – подчеркнул в письме Митрофанов.
По его мнению, государство обязано всячески поддерживать деятельность правозащитников в своих странах. Но нередко эти обязанности власти не только не выполняют, но и подвергают политическим преследованиям людей, выступающих в защиту прав человека.
На парламентских слушаниях в качестве примера Середенко упомянул факты судебных преследований правоохранительными органами двух общественных деятелей из Латвии – правозащитника Александра Гапоненко и журналиста Юрия Алексеева.
"Общий анализ годовых отчетов спецслужб трех прибалтийских стран привел спикера к выводу, что правозащитники характеризовались этими службами, как маргиналы и радикалы, угрожающие Конституции страны. [..]. Затем Середенко в своем выступлении отметил, что в Эстонии наблюдается улучшение в области соблюдения прав человека. Так, в прошлогоднем отчете уже не упоминались имена и фамилии конкретных людей, как это делалось раньше.
В заключительной части доклада спикер от Эстонии подчеркнул необходимость защиты прав национальных меньшинств в странах Балтии. Все его утверждения были правильными и четко сформулированными. Обращаю внимание суда на то, что участие Сергея Середенко в данных парламентских слушаниях, никак не может служить основанием для обвинения его в действиях против интересов Эстонии", – подчеркнул, обращаясь к суду, Мирослав Митрофанов.
Остается надеяться, что эстонские судьи приобщат к делу эти письма и не оставят без внимания мнение европейских парламентариев. Жаль, что уже не в этом году.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.