После распада Советского Союза и обретения независимости в Эстонии демонтировали не только экономику и политику, но и историческую память. Прежние герои советских времен канули в лету. Теперь они стали изгоями – "оккупантами" или "пособниками оккупантов". Новыми "героями" стали ветераны СС и коллаборационисты, сотрудничавшие с Гитлером во имя "свободной Эстонии". Началось мгновенное переписывание истории Второй мировой войной.
Но новой эстонской власти было недостаточно просто "исправить" школьные учебники. Ей требовалось больше: смести ненавистные памятники "эпохи оккупации". И первый серьезный удар был нанесен по самом известному символу победы в Таллине – Бронзовому солдату.
Не дают покоя "идолы прошлого"
Памятник "Бронзовый солдат" демонтировали в конце апреля 2007 года. На самом деле это ничем не примечательный, лишенный всякой помпезности монумент советским воинам, освободившим Эстонию от нацизма. Однако в новых политических реалиях он приобрел "враждебный" идеологический смысл, а значит подлежал уничтожению.
Предлогом для этой акции стала "борьба с коммунистическими символами". В мае 2006 года министр внутренних дел Калле Лаанет заявил, что полиция не будет охранять монумент от вандалов. Так, солдата обливали краской, устраивали вокруг него эсесовские шабаши.
Премьер-министр Эстонии Андрус Ансип официально заявил, что "стоящий на Тынисмяги Бронзовый солдат является символом оккупации, и его давно следовало бы снести".
"Современной политической элите кажется, что советские памятники – это идолы прошлого, которые могут оказать на их молодежь "пагубное" воздействие, – отмечает для Baltnews российский историк, ректор ГАУГН Денис Фомин-Нилов. Но это очень спорный тезис. Мне кажется, они сами недооценивают свою молодежь".
"В странах Прибалтики и, в частности, в Эстонии национальную идентичность стараются построить на полном разрушении того, что было сделано в советский период", – поясняет он.
Нейтрализация смыслов
Чтобы защитить солдата от рук вандалов и собственного правительства, группа общественных активистов организовала движение "Ночной дозор". В ночь на 26 апреля, когда начался демонтаж монумента, они были первыми, кто оказался на пути эстонских силовиков. Сопротивление сносу памятника вылилось в массовые столкновения граждан с полицией. Протесты длились еще несколько дней по всей Эстонии. Было задержано около 1200 и ранено порядка 50 человек.
Один из лидеров "Ночного дозора" Дмитрий Линтер отмечает для Baltnews: "Название "Бронзовый солдат" было дано для того, чтобы упростить и обессмыслить саму суть этого памятника, и оно было дано недругами. Но когда случились события, которые сейчас именуются "Бронзовые ночи", был погибший гражданин России Дмитрий Ганин, эти смыслы стали другими".
В правительстве ожидали, что реакция эстоноземельцев (особенно русских) будет жесткой, но, видимо, не предугадали, что настолько. Вместо ликвидации Памятника воину-освободителю его решили перенести на таллинское Военное кладбище, чтобы хотя бы частично нейтрализовать его символическую силу.
Немецкий историк и культуролог Алейда Асланд, занимающаяся исследованием политики памяти европейских стран, пришла к выводу, что Бронзовый солдат, которого местные русские ласково прозвали Алешей, стал неотъемлемой частью их культурного кода.
"Неудивительно, что перемещение Алеши из царства живых в царство мертвых вызвало среди русского населения города значительное волнение. Перемещение монумента показало, что он до сих пор связан невидимыми нитями с сознанием горожан", – объясняет она в своей книге "Забвение истории – одержимость историей".
Она отмечает, что в постсоветских республиках бытует практика переноса памятников времен СССР в места, где нивелируется их "политический потенциал".
"Герои, с политическим посланием которых не знали что делать, оказались перемещенными в другое пространство и другое время, где опасность этого политического послания была нейтрализована и обезврежена", – рассказывает Асланд.
О солдате все еще помнят
Однако в Эстонии, несмотря ни на что, Памятник солдату не утратил былого смысла, люди по-прежнему регулярно возлагают цветы Алеше. Ежегодно 9 мая они приходят на Военное кладбище, чтобы воздать память воинам-красноармейцам, погибшим за освобождение своей страны. Он по-прежнему остается связующим звеном между прошлым и настоящим.
Осенью 2019 года продюсерский центр "Сеть" создал к 75-летию Дня Победы цифровую копию Бронзового солдата, виртуально "вернув" его на площадь Тынисмяги в Таллине. Теперь цифровой объект доступен в бесплатном мобильном приложении, в котором он вновь стоит на своем историческом месте.
"История, не зафиксированная в "цифре", неминуемо исчезнет, сотрется из памяти", – считает руководитель проекта "Кибермузей" Глеб Крайник. "Получается так, что именно цифровой, а не гранитный памятник становится вечным символом и напоминанием о событиях прошлого. Такой монумент невозможно осквернить или разрушить, он всегда в твоем смартфоне вместе с исторической справкой и аудиогидом", – говорит он.
БРОНЗОВЫЙ СОЛДАТ вернулся на площадь Тынисмяги🇪🇪
— Russian Memorials (@s41po45) September 21, 2019
Открытие виртуального памятника приурочено к годовщине установки монумента 22 сентября 1947 г. и 75-летию освобождения Таллина от фашистов.
Приложение «CyberHistory» можно бесплатно скачать в AppStore:
✅ https://t.co/LSlmNjnvXX pic.twitter.com/GOcCeA9Rlf
Политическим элитам не удалось ни стереть, ни перекодировать историю о роли Красной армии в борьбе с нацистскими захватчиками. Люди по-прежнему помнят, благодаря кому свободна современная Эстония.
"Когда они пытались обновить политическую символику, все, что им удалось – прокусить гимнастерки и награды наших дедов своими передними нацистскими клыками, которые Эстония продемонстрировала во время сноса Бронзового солдата, – рассказывает Дмитрий Линтер. Как бы они ни пытались менять трактовки, прошло уже более десяти лет, а люди до сих пор помнят. Возможно, пройдет лет пятьдесят, и люди начнут забывать, но в целом вся эта история для эстонских властей окончилась печально".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.