Сейчас власти прибалтийских республик часто забывают, что, согласно немецко-фашистскому генеральному "Плану Ост", Прибалтика попросту теряла свою государственность, а захваченные восточные земли рассматривались как прерогатива немцев, ресурсы извлекались и вывозились безвозмездно из оккупированных земель.
И хотя сам "План Ост" был обнаружен только в конце восьмидесятых годов в федеральном архиве Германии, планы нацистов для части жителей Прибалтики были очевидны с самого начала.
Некоторые из оставшихся на стороне Советского Союза эвакуировались вместе с отступающими войсками Красной армии, некоторые ушли в подполье, а кто-то выступил против врага в составе национальных формирований. Одним из крупнейших и самых известных стал 8-й Эстонский стрелковый корпус.
История национального корпуса
Сейчас эстонские власти не говорят о героях, сражавшихся за свободу своей родины от нацизма. Как сказал Baltnews эстонский публицист, историк Владимир Илляшевич, так правительство пытается не дать исторической памяти дойти до молодых поколений:
"Еще существуют объединения ветеранов войны 8-го Эстонского стрелкового корпуса. Но упоминания о героях скромные, потому что власти не вспоминают никак воинов, просто как будто их не было. А ветераны очень пожилые люди. Ни здоровья, ни сил. И, конечно, они уже сами не располагают возможностями, чтобы участвовать в каких-то мероприятиях критического свойства, полемиках и так далее. Журналисты и общественность вспоминают, да, как дань памяти. Но официальные лица "вычеркивают" намеренно: мол, пусть забудут – и как бы ничего не было. Это такая прибалтийская манера: в тишине предать забвению. А молодые поколения даже и знать не будут", – констатировал Илляшевич.
А помнить стоило бы.
Сам 8-й Эстонский стрелковый корпус был сформирован 25 августа 1942 года на базе 7-й и 249-й эстонских стрелковых дивизий. С подобным предложением выступили партийные и государственные органы Эстонской ССР.
Корпус собрал в себе всех, кто желал избавить родину от нацистского захватчика: в его состав вошли и бывшие офицеры эстонской армии, и жители Эстонской ССР, и эвакуировавшиеся в начале войны, и члены истребительных батальонов, сформированных из добровольцев Эстонии.
Уже позже, весной 1943 года, для улучшения ведения военных действий 8-му Эстонскому стрелковому корпусу был передан 221-й танковый полк "За Советскую Эстонию", летом 1944 – авиационная эскадрилья "Тазуя", состоящая из четырнадцати самолетов У-2. На конец осени 1942 года состав корпуса достигал 32 463 человека. Его национальный состав включал представителей многих народов СССР, однако большая часть, а именно 80%, состояла из этнических эстонцев.
Корпус участвовал в многочисленных решающих операциях, также на территории Калининского и Ленинградского фронтов. 12 октября 1943 года 8-й Эстонский стрелковый корпус был включен в состав 2-го Прибалтийского фронта.
В течение 123 дней корпус находился в наступлении. Участники формирования бились в родных многим из них Нарве, Тарту. Во время Нарвской и Таллинских операций они отважно сражались с войсками эстонской дивизии СС.
23 сентября 1944 года в Главное политическое управление Красной армии было направлено телеграфное донесение, в котором сообщалась радостная новость: столица Эстонии – Таллин – была освобождена.
"Войска Ленинградского фронта, успешно развивая наступления, сегодня с боем овладели столицей Эстонской СССР – городом Таллином – важной военно-морской базой и крупным портом на Балтийском море. Важное значение сыграло стремительное и неотступное преследование противника. Личный состав был проникнут призывом "Вперед на Таллин". Мотопехота, самоходная артиллерия, танки с десантами автоматчиков смело и дерзко врывались в боевые порядки противника, резали его коммуникации, громя и уничтожая врага…" – говорилось в сообщении.
Во внеочередном политдонесении заместителя командира по политической части 952-го самоходно-артиллерийского полка, подполковника Денисова было замечено, что армия находится в отличном настроении, а личный состав испытывает большую радость в связи с освобождением Таллина. В столице Эстонии освободителям был оказан радушный прием местным населением, звучали словам благодарности бойцам и офицерам Красной армии. Подполковник Денисов писал:
"Настроения личного состава отличные. Каждый боец и офицер с чувством законной гордости заявляет: "Я выполнил приказ вождя и имею от него "благодарность". Каждый готов выполнить любую боевую задачу. Население столицы очень радушно встретило наших бойцов и офицеров. Отец Котляр, житель Таллина, улица Морской бульвар, подошел к самоходке лейтенанта Савченко, бережно погладил машину рукой и сказал: "Дорогая советская машина, дорогие советские войны! Вы спасли нас от немецкого ига. Спасибо вам, тысячу раз спасибо!".
Герой на века
Всех участников 8-го Эстонского стрелкового корпуса можно смело назвать героями. Однако был среди них один, заслуги которого высоко оценили власти СССР. Имя его Арнольд Константинович Мери.
Еще до войны Мери входил в городской комитет комсомола Таллина, созывал комсомольские организации в армии. Именно по этой причине, с началом Второй мировой войны он занимал значимый пост заместителя политрука радиороты 415-го отдельного батальона связи в составе 22-го стрелкового корпуса. Свой героизм и преданность родине Мери доказал во время боев в районе города Порхов Псковской области. Тогда 22-ой стрелковый корпус принял на себя мощные удары частей вермахта, неся большие потери.
"17 июля 1941 года противник, форсировав реку Шелонь, начал наступление на город Дно. На батальон был сброшен десант. В тяжелых условиях, когда началось бегство бойцов, Арнольд Мери остановил их и организовал оборону. В бою он был четырежды ранен (в правую руку, в колено, в бедро, в грудь), но продолжал командовать. Планы противника по выходу к шоссе "Порхов – Дно" были сорваны", – отмечалось в военном донесении.
Заявления, звучащие в современной Эстонии, о том, что Мери дали орден в пропагандистках целях, опровергаются одним абзацем из наградного листа воина:
"Капитан Мери, совместно с батальоном, которым командует товарищ Паппель, 13 декабря 1942 года отправился для выполнения боевого задания в город Великие Луки. При входе в город батальон подвергся сильному пулеметному и артиллерийскому обстрелу. Головная часть батальона вместе с командиром далеко выбросилась вперед. Товарищ Мери под сильным огнем противника неоднократно возвращался назад и скрытно проводил отдельные группы бойцов на соединение с головной частью батальона… Своим личным примером, хладнокровием и умением увлекал за собой бойцов вперед на выполнение боевой задачи".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1941 года за героический подвиг, совершенный при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом, Арнольду Константиновичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали "Золотая Звезда".
Несмотря на то, что после ранения Мери был направлен на учебу в Московское военно-инженерное училище, он продолжал ждать возможности помочь родине. Именно во время обучения Мери узнал, что Красная армия вновь формирует военные части. И он снова решил вернуться на передовую, написал рапорт с просьбой зачислить его в одно из подразделений. В ноябре 1942 года Мери стал комсоргом 8-го эстонского стрелкового полка.
Арнольд Мери завершил войну в звании гвардии майора, заместителя начальника политотдела 8-го Эстонского стрелкового корпуса. А за участие в освобождении столицы Эстонской ССР получил почетное наименование "Таллинский".
17 июня 1945 год 8-й Эстонский стрелковый корпус прошел торжественным маршем через Таллин. В мае многих военных ждали на Параде Победы в Москве. В их числе был и Мери.
Однако он так и не принял участие в мероприятиях, так как был демобилизован и отозван для работы в эстонском комсомоле, где был избран на высокий пост первого секретаря ЦК.
В случае с Арнольдом Мери попытки эстонских властей вычеркнуть имена героев из истории не увенчаются успехом, уверен эстонский историк Владимир Илляшевич:
"Могу сказать, что Арнольда Константиновича люди вспоминают, посещают могилу. Удивительной мужественности и стойкости человек во всей своей жизни. От своего никогда не отрекался. Это действительно был герой, получивший орден в первые месяцы войны. Это он мне рассказал, что вся эстонская армия в составе Красной армии воевала под Великими Луками. И они воевали настолько хорошо, что уступили немцам только 100–120 км территорий. Так что этого героя нельзя забывать, и Мери поистине герой своего народа", – заявил он.
Попытки Эстонии переписать историю Второй мировой войны продолжаются. В республике приняли резолюцию, приравнивающую СССР к Третьему Рейху, всячески противятся проведению памятных мероприятий. Остается надеяться, что сами жители страны не предадут забвению имена собственных национальных героев, боровшихся за существование родной им страны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.