Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров выступил на 26-м заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Братиславе, где вновь раскритиковал проблему массового безгражданства в странах Прибалтики.
"Потенциал ОБСЕ особенно востребован для решения острых гуманитарных проблем. Напомню, в Латвии и Эстонии сохраняется позорный феномен неграждан. На Украине русский язык, на котором говорит большая часть населения, подвергается грубой дискриминации. Продолжаются гонения и на каноническую Украинскую православную церковь", – заявил российский министр.
Россия не раз обращала внимание ОБСЕ на проблему неграждан в Прибалтике, в организации постоянно призывают прибалтийские страны как можно быстрее разрешить ее. Тем не менее прогресс по этому направлению если и есть, то пока что скромный.
В сентябре Рийгикогу начал обсуждение правительственного законопроекта, который упростит получение эстонского гражданства для детей, один из родителей которых является гражданином третьей страны, а другой – лицом без гражданства. По мнению Центристской партии, подобная инициатива – беспрецедентный шаг для Эстонии.
Однако детей, на которых распространится действие предлагаемой поправки, потенциально около полутора тысяч. Подавляющее большинство из них является сейчас гражданами России. Всего же в стране проживает около 60 тыс. лиц без гражданства. Так, подобная мера не является кардинальным решением проблемы, существующей с 1992 года.
Чтобы получить эстонский паспорт, то есть гражданство по натурализации, требуется, прежде всего, быть "лояльным" к государству, знать Конституцию и закон о гражданстве, а также знать эстонский язык на достаточном уровне. Однако именно последнее условие является основным барьером для получения гражданства.
Экс-глава МВД Эстонии, член Социал-демократической партии Катри Райк в начале 2019 года выступала за идею "нулевого гражданства", предложив предоставить "окно гражданства" всем тем, кто проживает в республике с 1991 года, не был уголовно наказан и готов присягнуть на верность эстонскому государству. Однако эта идея натолкнулась на жесткую критику не только со стороны других политических сил, но и внутри собственной же партии.