В пятницу, 27 мая, в мызном комплексе Сака открылся памятник в честь Матиаса Руста, немецкого пилота-любителя, который в возрасте 18 лет на легкомоторном самолете совершил перелет из Гамбурга через Рейкьявик и Хельсинки в Москву. Дата, видимо, выбрана не случайно – 28 мая в России отмечается День пограничника, и именно в этот день в 1987 году Матиас Руст совершил свой "подвиг".
Владелец мызного отеля "Сака" Тынис Каазик считает, что Руст был великим человеком: "Он и над Сака пролетел. Я почувствовал, что нужно увековечить это событие, чтобы у людей была причина приехать в Сака и что-то посмотреть".
Место для памятника выбрано в парке мызы Сака, а сам памятник представляет собой миниатюрную посадочную полосу с Красной площадью и информационным стендом.
В далеком 1987 году Руст приземлился на Большом Москворецком мосту, практически беспрепятственно пролетев более тысячи километров. За эти действия был обвинен советским судом в хулиганстве и приговорен к четырем годам лишения свободы. Правда, уже в 1988 году Руста освободили по амнистии и вернули в ФРГ, где его лишили лицензии пилота.
В Эстонии нарушение Рустом границы суверенного государства наделало немало шума – ведь "на весь мир прозвучало название эстонского города, о котором вообще мало кто слышал в "дальнем зарубежье": "Сегодня днем в районе города Кохтла-Ярве Эстонской ССР нарушил пространство Советского Союза легкомоторный спортивный самолет, пилотируемый гражданином ФРГ Матиасом Рустом".
В происшествии с Рустом на себя обращали внимание многие детали – и дата (День пограничника), и заинтересованность западных спецслужб в снятии с должности многих влиятельных военных, не согласных с политикой Горбачева по реформированию и развалу СССР, и наличие в салоне заправленного под завязку самолета Руста дополнительных топливных баков при заявке цели полета всего лишь до Стокгольма.
При этом утверждать, что самолет Руста советские пограничники "прохлопали", нельзя. Его заметили, его контролировали и вели. Но низкие скорость и высота маленького самолета не давали возможности совершить традиционное сопровождение истребителями, а применять в таких условиях системы ПВО – это как палить ракетами по комарам.
Однако западные СМИ, да и российские демократические тоже, в то время неплохо справились с поставленной задачей – использовать ситуацию для дискредитации российских военных, техники и технологий. Как позднее показали события, уже во время правления президента Бориса Ельцина беспрецедентные сокращения в армии, уничтожение ВПК, унижение военных как значимой для государства профессии были одними из направлений политики сближения с западными "партнерами".