Ядерная фрау. Зачем министр обороны ФРГ о "сдерживании" России заговорила

Министр обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр на встрече глав Минобороны стран НАТО, 21 октября 2021
© AP Photo / Virginia Mayo

Пауль Томсон

Евросоюз, получив наконец согласие США на развитие собственной европейской оборонной инициативы, задумался, похоже, и о ядерных вооружениях.

Многообразие воинственных заявлений, сделанных за последние недели в странах Евросоюза, должно, по всей вероятности, послужить декларацией готовности альянса взять на себя задачу собственной обороны, принять "эстафету" у Соединенных Штатов. Те в свою очередь довольно ясно дают понять, что отныне ничего против не имеют и мешать европейской оборонной инициативе не станут.

Побывавший на недавней встрече министров обороны стран НАТО в Брюсселе глава оборонного ведомства США Ллойд Остин говорил, что его страна поддержит "более сильную и более эффективную оборону Европы", если она "внесет положительный вклад в трансатлантическую и глобальную безопасность и будет совместима с НАТО".

Глава Минобороны США Ллойд Остин на встрече министров обороны НАТО в Брюсселе, 22 октября 2021
© AFP 2022 / KENZO TRIBOUILLARD
Глава Минобороны США Ллойд Остин на встрече министров обороны НАТО в Брюсселе, 22 октября 2021

Кроме того, Остин, вторя сделанному ранее совместному заявлению президентов США и Франции Джо Байдена и Эммануэля Макрона, заявил, что приветствует более эффективную европейскую оборону.

"Мы хотели бы видеть инициативы, которые дополняют то, что делает НАТО", – сказал глава Минобороны США, призвав европейских союзников по блоку выполнить свою "работу номер один" по "надежному сдерживанию и обороне".

Это значительно больше, чем американцы готовы были позволить европейцам в сфере обороны еще год назад, но существенно меньше того, что хотели бы услышать, например, в Париже, который отстаивает идею стратегической автономии Евросоюза в сфере обороны и продвигает идею независимых от НАТО общеевропейских вооруженных сил.

Как бы там ни было, подтверждаются прозвучавшие ранее предположения о том, что Вашингтон отказывается от прежней политики неприятия идеи независимой оборонной инициативы Евросоюза. Центр стратегических интересов США сдвигается в Индо-Тихоокеанский регион, где они "вдруг" обнаружили вызов своей мировой гегемонии в лице Китая.

Словно услышав американское "ладно, давайте", на встрече министров обороны стран Евросоюза, как раз перед съездом глав оборонных ведомств государств НАТО, Германия совместно с Финляндией, Нидерландами, Португалией и Словенией представила союзникам проект создания европейских сил быстрого реагирования.

Идея, мягко говоря, не новая, а состав инициативной группы довольно странный, поскольку в ней нет, например, Франции, то есть ключевого сторонника оборонной инициативы. Да и отношение пока еще нейтральной Финляндии к предложению "дополнять" НАТО однозначным назвать сложно. Но Париж, несомненно, присоединится к этому проекту, и даже, вероятно, постарается его возглавить. Хельсинки же явно склоняется к мысли поддержать французов.

"Российская угроза" снова померещилась

Для министра обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр, возглавившей группу инициаторов создания сил быстрого реагирования, это стало лишь началом "сольного выступления".

Министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр на встрече глав Минобороны стран НАТО, 21 октября 2021
© AFP 2022 / KENZO TRIBOUILLARD
Министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр на встрече глав Минобороны стран НАТО, 21 октября 2021

Если поводом для возобновления разговора о силах быстрого реагирования было фиаско НАТО в Афганистане, показавшее военную беспомощность европейцев в отсутствие американцев, то дальнейшие речи Крамп-Карренбауэр были посвящены "российской угрозе".

Министр обороны Германии заявила, что альянс должен занять "очень четкую позицию в отношении поведения и угроз России", говорила о "нарушениях воздушного пространства над странами Балтии" и "агрессивном поведении" России в Черноморском регионе. Но самого большого шума наделали ее слова о ядерном оружии, а вернее – о том, что НАТО должен "ясно дать понять", что готов применить его против России.

"Мы должны четко дать понять России, что в конечном итоге – и это также является сдерживающей доктриной – мы готовы использовать такие средства, чтобы они имели сдерживающий эффект заранее, и никому не пришла в голову идея атаковать партнеров по НАТО, например, в районе стран Балтии или в Черном море. [...] Это основная идея НАТО, этого альянса, и она будет адаптирована к нынешнему поведению России", – сказала министр в интервью Dlf.

Но ведь принцип ядерного сдерживания и так действует. Трудно поверить, что министр обороны такой страны, как Германия, ничего до сих пор о нем не слышала, то есть считает не действующей теорию, "оправдывающую ядерное оружие как средство психологического давления" и принуждения к поддержанию мира, появившуюся в США в конце 1950-х годов.

Страны "ядерного клуба" жили и живут с этой доктриной и не испытывают по этому поводу никаких положительных эмоций уже много лет. Немало сказано и написано и о том, что ответный ядерный удар, "ответ мертвеца", по современным сценариям наносится компьютерными программами даже без участия человека. Так о какой еще большей "адаптации" говорит Крамп-Карренбауэр?

Без ядерного оружия – никак?

Многие во возмутившейся при напоминании о ядерном оружии Германии увидели, что министр обороны страны Аннегрет Крамп-Карренбауэр не к войне с Россией, к счастью, готовится, а к конкурсу на освобождающуюся вскоре должность генсека НАТО. Сама она такие слухи не подтверждает, но дает понять, что пора бы женщине занять этот пост. И все же дело, возможно, не только в карьерных устремлениях министра, если она таковые действительно имеет.

Разговор о ядерном оружии она завела в связи с утверждением блоком нового комплексного плана обороны европейской и североатлантической зоны альянса. План расписывает, как страны альянса будут реагировать на возможные "атаки" со стороны России, а также на "угрозы терактов".

Это первый документ такого рода со времен окончания холодной войны. Он подразумевает различные сценарии, начиная от обычных атак и гибридной войны до кибератак и дезинформации, а также их комбинаций и одновременных атак, например, в Балтийском и Черноморском регионах.

Поскольку, как неоднократно подчеркивала Москва, Россия ни на кого нападать не собирается, то план этот практического значения как бы не имеет и призван выполнять примерно такую же функцию, что и ядерное оружие, то есть функцию "средства психологического давления".

Примерно, но все же не такую же. Никакие новые планы "сдерживания России" никого бы особенно не обеспокоили, не начни Крамп-Карренбауэр говорить о ядерном оружии.

Похоже, что вскоре покидающая свой пост министр пытается возобновить неоднократно возникавшую и затухавшую в последние годы дискуссию о возврате к полноценному "ядерному сдерживанию" России, то есть к теме увеличения количества тактического ядерного оружия и изменение географии его размещения в Европе, в том числе и в странах Центральной и Восточной Европы.

В настоящее время на территории Германии, не имеющей собственного ядерного оружия, находится около 20 американских атомных бомб разной мощности (а всего в Европе их около 180 штук). Многие немцы, ряд влиятельных политических партий, обсуждающих сейчас создание правящей коалиции, мечтают о том, чтобы от них избавиться.

Так что слова министра обороны насчет "адаптации к нынешнему поведению России" доктрины ядерного сдерживания вряд ли подразумевают наращивание ядерного арсенала на земле ФРГ – немцы будут категорически против. Но Крамп-Карренбауэр вполне может иметь в виду размещение этого оружия в одной из восточноевропейских стран.

Что во всем этом шуме – от реальных планов НАТО, а что – от "психологического давления" на Россию, сказать сложно. Но сам факт того, что министр обороны Германии об этом заговорила, должен настораживать. Так же, как и разговоры в странах Балтии и Польше о возможности размещения там средств доставки ядерного оружия.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме