Августовский путч 1991 года стал поворотным моментом в истории Советского Союза. Государственный переворот, который должен был остановить дезинтеграционные процессы в стране, обернулся крахом для его организаторов.
19 августа в 4 часа утра Севастопольский полк войск КГБ СССР заблокировал президентскую дачу в Форосе, где находился президент СССР Михаил Горбачев.
С 6 утра всесоюзное радио начало передавать сообщения о введении чрезвычайного положения в некоторых районах СССР. Вице-президент Геннадий Янаев провозгласил себя исполняющим обязанности президента СССР в связи с "нездоровьем" Горбачева.
В ГКЧП, помимо Янаева, вошли премьер-министр СССР Валентин Павлов, министр внутренних дел СССР Борис Пуго, министр обороны СССР Дмитрий Язов, председатель КГБ СССР Владимир Крючков, первый зампред Совета обороны СССР Олег Бакланов, председатель Крестьянского союза СССР Василий Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР Александр Тизяков.
Около 7 утра по приказу Язова началось движение войск в Москву. Уже спустя два часа у памятника Юрию Долгорукому в Москве начался митинг в поддержку демократии и президента РСФСР Бориса Ельцина. Позже он со своими соратниками прибыл в Белый дом (Дом Советов РСФСР) и в телефонном разговоре с Крючковым отказался признать ГКЧП.
К полудню у Белого дома собрались несколько тысяч демонстрантов, и к ним вышел Ельцин. Он зачитал с танка "Обращение к гражданам России", в котором назвал действия ГКЧП "реакционным, антиконституционным переворотом". Обращение подписали Ельцин, председатель Совета министров РСФСР Иван Силаев и и.о. председателя Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов.
Это стало поворотным моментом в истории. Ельцин издал Указ № 59, где создание ГКЧП было квалифицировано как попытка государственного переворота. Позже сессия Ленсовета приняла обращение к президенту России, отказалась признать ГКЧП и вводить чрезвычайное положение. На сторону Ельцина перешла танковая рота майора Евдокимова – 6 танков без боеприпасов.
В 16 часов указом Янаева в Москве было введено чрезвычайное положение, однако Ельцин приказал союзным органам исполнительной власти переподчиниться президенту РСФСР.
Впрочем, путчисты продолжали гнуть свою линию. В 17 часов в пресс-центре МИД началась пресс-конференция Янаева и других членов ГКЧП. Отвечая на вопрос, где сейчас президент СССР, Янаев сказал, что Горбачев находится "на отдыхе и лечении в Крыму. За эти годы он очень устал, и требуется время, чтобы он поправил здоровье".
В Ленинграде прошли многотысячные митинги на Исаакиевской площади. На митинги против ГКЧП люди собирались в Нижнем Новгороде, Свердловске, Новосибирске, Тюмени и других городах России.
По только что созданному в Белом доме радио Верховного Совета РСФСР было передано обращение к гражданам, в котором их просили разобрать баррикады перед Белым домом с тем, чтобы верная российскому руководству Таманская дивизия могла подвести свои танки на позиции у здания.