Глава МИД Эстонии Эва-Мария Лийметс заявила, что правительство поддерживает ратификацию пограничного договора с Россией. Об этом она сообщила в Рийгикогу в ходе обсуждения внешней политики Эстонии в качестве вопроса государственной важности.
"Я убеждена, что ратификация уже подписанного пограничного договора по-прежнему в интересах Эстонии, и у правительства есть принципиальная готовность двигаться в этом направлении", – заявила Лийметс.
Она подчеркнула, что пограничный договор не противоречит Конституции Эстонии, поскольку, согласно параграфу 122 Основного закона, сухопутная граница Эстонии устанавливается Тартуским мирным договором и другими межгосударственными пограничными соглашениями. Поэтому нынешнее соглашение, подписанное 18 февраля 2014 года, может быть ратифицировано.
Лийметс поддержал председатель Комиссии Рийгикогу по иностранным делам Марко Михкельсон: "Повестка дня здесь гораздо шире, чем уровень сдерживания, и охватывает широкий круг вопросов: от совместных проектов в рамках трансграничного сотрудничества до пограничного договора, который до сих пор не ратифицирован".
Почему договор все еще не ратифицировали?
После подписания договоров о государственной границе и разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах Москва и Таллин договорились об их последующей ратификации в национальных парламентах. В России документ еще не прошел первое чтение, в Эстонии оно состоялось в 2015 году.
Москва всегда выступала за ратификацию пограндоговора, однако с условием, что для этого будет обеспечен позитивный информационный фон, при котором с эстонской стороны не зашкаливала бы русофобская риторика.
В декабре 2019 года глава Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий выразил уверенность, что в обозримом будущем договор имеет шанс на ратификацию.
В январе 2020 года спикер Рийгикогу, вице-председатель Эстонской консервативной народной партии (EKRE) Хенн Пыллуаас заявил, что правящая коалиция (Центристская партия, EKRE, "Отечество" (Isamaa) не планирует ратифицировать пограндоговор, поскольку тогда Таллин откажется от территориальных претензий на Ивангород и Печорский район, которые в соответствии с Тартуским миром отошли Эстонии в 1920 году.
В начале этого года Пыллуаас снова заявил, что Тартуский мирный договор все еще действует. В России же этот документ считается утратившим силу после того, как Эстония вошла в состав СССР в 1940 году.
Глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий в ответ сказал, что заявления Пыллуааса отдаляют перспективы выхода на ратификацию российско-эстонского пограничного договора и создают дополнительную напряженность в двустороннем и межпарламентском сотрудничестве.
Что может измениться?
В середине января в Эстонии произошла смена правительства. Из правящей коалиции вышли EKRE и "Отечество", выступавшие категорически против ратификации договора. Партия реформ и Центристская партия, наоборот, поддерживают окончательное урегулирование территориальных вопросов с Россией.
В Госдуме по-прежнему открыты для переговоров о возобновлении ратификационных процедур, однако для этого депутатам необходимо обговорить конкретный график. При этом для России важно, чтобы была обеспечена бесконфликтная атмосфера в отношениях между двумя государствами.
Примечательно, что в понедельник, 15 февраля, Рийгикогу принял заявление, призывающее Евросоюз ужесточить антироссийские санкции.