В странах Балтии преследование русских журналистов превращается в недобрую традицию завершения очередного календарного года. В декабре прошлого, 2019-го, года отличились эстонские чекисты, "разгромившие" под предлогом антироссийских санкций информационное агентство Sputnik Эстония, в результате чего из-за угроз уголовного преследования и давления через банковские структуры его коллектив лишился работы. В этом году на награду от местных национал-радикалов и поддерживающих их западных кураторов, вероятно, могут рассчитывать уже латвийские рыцари плаща и кинжала.
Очевидно, что целей у прибалтийских спецслужб, преследующих русскоязычных журналистов, несколько.
Во-первых, это зачистка информационного поля от активных русскоязычных общественных деятелей, которые все еще способны своим словом заронить сомнения среди местного населения в правильности идеологических догм, насаждаемых правящими кругами на протяжении уже почти трех десятилетий.
Во-вторых, это тестирование реакции со стороны России на провокации, проводимые под видом санкций. Если реакция ограничивается "озабоченностями" и вялотекущими дискуссиями на уровне международных обязательств, то следует усиление нажима. Если же реакция оказывается для провокатора болезненной, то он получает возможность пожаловаться на "притеснения" старшим братьям и, возможно, даже получить за это какую-то компенсацию.
А нас-то за что?
Впрочем, у нынешней акции устрашения в отношении шести русских журналистов Латвии, "осмелившихся" сотрудничать с "неправильными" российскими изданиями, есть и дополнительный повод.
Предыдущие акции латвийских властей по преследованию ряда местных русскоязычных активистов и прекращению трансляции российских телеканалов "неожиданно" привели к практически полной остановке российского транзита через латвийские порты, что сильно ударило по бюджету. Ударило так, что чиновники и бизнесмены начали писать слезные письма в Москву. Но без результата.
Вероятно и западные союзники, увязшие в собственых коронавирусных проблемах, тоже в этот раз не помогли, а потому латвийские власти решили банально отомстить России, проведя скоординированную акцию против находящихся в доступности значимых для нее людей.
Можно ли считать такое поведение законным или соответствующим основополагающим принципам свободы слова? Безусловно нет. Кроме стран Балтии, почти никто в ЕС не трактует антироссийские санкции расширительно, ведь такой подход мог бы полностью заморозить диалог с Россией, который жизненно необходим крупным странам Европы. Если начать применять каждый раз персональные санкции в отношении того или иного физического лица в расширении на все компании и организации, с которыми он имеет связи, то из-за многочисленности таких фигур торговля ЕС с Россией в принципе прекратилась бы. В том числе в сфере поставки энергоносителей. Ни Германия, ни Франция, ни Австрия на это не пойдут.
Игра ва-банк
Однако для стран Балтии, придерживающихся в отношении России максимально агрессивной политики, исходящей, как правило, не из коллективных интересов ЕС, а из корыстных евроатлантических интриг США и Великобритании, роль перманентного раздражителя вполне подходит. Особенно учитывая достаточно мягкую реакцию со стороны России.
Возможное ужесточение ответа вероятно заставит скорректировать тактику, но ровно в тех рамках, которые обеспечат местной элите продолжение протекции со стороны британских и заокеанских хозяев. Можно не сомневаться, что преследование русскоязычных журналистов в Прибалтике продолжится. В какой мере, зависит от экономических интересов и поступающих "рекомендаций".
К примеру, в отличие от Латвии, российский и белорусский транзит через Литву и Эстонию пока в какой-то мере продолжаются. Хоть все понимают, что это временно. Но в условиях экономического кризиса даже нынешние "крохи" явно не лишние, и Запад не готов их немедленно компенсировать.
А ведь у России есть и иные средства воздействия (вполне законные), которые после событий последнего времени, вероятно, начнут ею все активнее применяться. Порой кажется, что политики в Прибалтике забыли про привычку русских "долго запрягать". А, между тем, ямщик уже пошел за хлыстом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.