"Черный пиар" по-эстонски: зачем Керсти Кальюлайд назвала Россию "слабой и опасной"

Президент Эстонии Керсти Кальюлайд

Федор Гусев

Президент Эстонии Керсти Кальюлайд назвала современную Россию якобы быстро слабеющим, а потому опасным для соседей государством, "время которого начинает подходить к концу".

Глядя на политическую карьеру президента Эстонии Керсти Кальюлайд, трудно припомнить, чтобы она до сих пор хоть раз выступала со столь откровенно антироссийскими заявлениями.

Закоренелой русофобией отличался ее предшественник – Тоомас Хендрик Ильвес (призвавший финно-угорские республики РФ к сепаратизму в Ханты-Мансийске во время V Всемирного конгресса финно-угорских народов), однако Кальюлайд в эстонско-российских отношениях придерживалась все время работы более или менее нейтральной линии.

Экс-президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес и экс-президент России Дмитрий Медведев
РИА Новости
Экс-президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес и экс-президент России Дмитрий Медведев

А если и критиковала Россию, то как бы между делом, затрагивая скорее интересы проживающих в Эстонии русских, нежели Российской Федерации как государства.

Вероятно, именно поэтому Кальюлайд стала единственным из действующих лидеров стран Балтии, с которым согласился встретиться президент России Владимир Путин, что стало прологом, в частности, к поддержке Эстонии при избрании во временные члены Совета безопасности ООН.

Империя дрогнула?

Но ситуация, очевидно, изменилась и Керсти Кальюлайд решила пойти на обострение двухсторонних отношений, заявив, что время России начинает подходить к концу.

"Развитие и содержание любой империи – это расходы. И если ты сам очень слаб с экономической точки зрения, находишься в исключительно плохом положении с точки зрения демографии, то [ты] на самом деле не имеешь возможности взять на себя такие расходы", – заявила Кальюлайд в интервью ERR, говоря о методах России в части "имперских амбиций".

В то же время президент Эстонии подчеркнула, что якобы именно слабость и уходящие возможности влиять на международные процессы могут заставить Россию действовать "из последних сих".

"Окно возможностей России закрывается. Сегодня для великих держав она стала региональным риском европейцев, которым им рекомендуют заниматься самостоятельно. В этом и кроется та опасность, которую мы постоянно пытаемся разъяснять наших западным союзникам. Это причина, по которой Россия именно сейчас опасна – благодаря тому, что она сама видит, как ее окно возможностей закрывается", – заявила Кальюлайд.

Безнаказанность и игры союзников

Придаст ли что-то Эстонии нынешний весьма недружественный антироссийский пассаж в глазах западных союзников, сказать сложно, однако царящие в Эстонии настроения он передает довольно точно – руководство страны чувствует абсолютную безнаказанность любых выступлений в отношении России и собирается продолжать действовать по нарастающей, стремясь оставаться в благожелательном поле зрения "старших братьев".

Еще одним немаловажным аспектом нынешней ситуации является активное участие Эстонии в белорусских событиях. Если Литва и Польша напрямую раскачивают лодку у Минске, то Эстония работает против нынешней белорусской власти и ее союзнических отношений с Россией в международных организациях – подстрекая к введению санкций и проводя "лидеров белорусской оппозиции" на высокие трибуны.

Тут первую скрипку до сих пор играли глава МИД Урмас Рейнсалу и заместитель председателя парламентской комиссии по иностранным делам Марко Михкельсон, однако можно предположить, что своя роль в игре отведена и президенту Керсти Кальюлайд. 

Сигналы Москве и внутренним оппонентам

Впрочем, одной из причин нынешнего заявления президента Эстонии могло быть также желание напомнить о своем существовании и самой России. В условиях коронавирусной пандемии из-за закрытой границы культурные и экономические контакты двух стран сократились до минимума, оставив для взаимодействия лишь чисто политическую повестку.

Существовавший до весны этого года эстонско-российский малый и средний бизнес, а также туризм из-за невозможности взаимных поездок практически свелся к нулю, что больно бьет по бюджету Эстонии. В этом смысле даже столь недружественный политический сигнал мог быть использован в качестве предложения возобновить диалог.

Ну и конечно, почти у всех выступлений высших эстонских политиков имеется внутренняя составляющая. Экономическая ситуация в стране ухудшается с каждым днем, а потому самое время отвлечь людей от местных проблем разговорами о "слабости" восточного соседа, которая, как оказывается, также угрожает Эстонии.

Под эту тему можно и людей заставить снова затянуть пояса, и расходы на оборону не сокращать, тем более, если последнее предлагает занимающий пост министра финансов лидер столь нелюбимой президентом Эстонской консервативной народной партии (EKRE) Мартин Хельме.

В этом смысле, чем острее прозвучат сейчас слова Керсти Кальюлайд, тем больше очков она наберет в глазах противостоящих EKRE будущих участников собрания выборщиков на президентских выборах 2021 года.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме