Решение о проведении парада в честь разгрома Советским Союзом нацистской Германии Иосиф Сталин принял через шесть дней после Дня Победы – 15 мая.
"Верховный Главнокомандующий приказал нам продумать и доложить ему наши соображения о параде в ознаменование победы над гитлеровской Германией, при этом указал: "Нужно подготовить и провести особый парад. Пусть в нем будут участвовать представители всех фронтов и всех родов войск…" – вспоминал заместитель начальника Генерального штаба, генерал армии Сергей Штеменко.
В течение ограниченного времени организаторам парада было необходимо решить множество вопросов: например, привезти участвовавших в параде военных, обучить их и разместить, обеспечить на время проведения парада медицинское обслуживание, логистику войск, транспорт, печатные материалы, подобрать лошадей для командующего парадом маршала Константина Рокоссовского и принимающего его маршала Георгия Жукова.
Первые минуты исторического парада
Праздничный парад начался 24 июня ровно в 10 часов утра, когда лил сильный дождь, а температура воздуха была около 15 градусов.
"Без трех минут десять. Я был на коне у Спасских ворот. Отчетливо слышу команду: "Парад, смирно!" Вслед за командой прокатился гул аплодисментов. Часы отбивают 10.00 ... Грянули мощные и торжественные звуки столь дорогой для каждой русской души мелодии "Славься!" М.И. Глинки. Затем сразу воцарилась абсолютная тишина, раздались четкие слова команды командующего парадом Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского..." – вспоминал маршал Георгий Жуков.
Спустя пять минут после начала парада Жуков начал объезд войск: он поочередно здоровался с воинами сводных полков и поздравлял всех с Победой. Затем маршал поднялся на трибуну и поздравил всех граждан СССР с завершением войны, после чего прозвучал гимн Советского Союза, раздались 50 залпов артиллерийского салюта, и над площадью разнеслось троекратное "Ура!".
"Парад, смирно! К торжественному маршу, побатальонно, на двух линейных дистанцию, первый батальон прямо, остальные направо, шагом марш!" – скомандовал затем маршал Константин Рокоссовский и таким образом дал старт торжественному маршу войска.
Бросание немецких знамен
На параде, в том числе, проводилась церемония повержения вражеских знамен и штандартов, после парада полотна были направлены в Центральный музей Вооруженных сил:
"Сводные полки привезли с собой очень много знамен разбитых гитлеровских частей и соединений, в том числе даже личный штандарт Гитлера. Выносить их все на Красную площадь не имело смысла. Отобрали только двести штук. Вражеские боевые реликвии должна была нести специально выделенная рота. Договорились, что она понесет их с углом наклона, чуть не касаясь полотнищами земли, и потом под треск десятков барабанов бросит к подножию Мавзолея Ленина... К подножию Мавзолея на деревянные помосты, чтобы не осквернили они своим прикосновением священные камни брусчатки Красной площади", – вспоминал этот эпизод генерал Сергей Штеменко.
Впоследствии этот эпизод оброс мифами: утверждалось, что знаменосцы были в кожаных перчатках, тем самым подчеркивая брезгливое отношение к знаменам фашистов, также были разговоры о том, что после окончания парада перчатки и помосты были сожжены. Отметим, что подтверждений этим фактам нет.
Два часа под проливным дождем
В целом Парад Победы длился два часа. Всего в мероприятии участвовало около 35 тысяч человек, среди которых 31 116 человек – сержанты и рядовые, 2809 человек – офицеры, 1400 человек – сводный военный оркестр.
"120 шагов в минуту, и это пролетает как миг. Шли дружно, косили глаз направо – на Мавзолей, а другим глазом смотрели влево, чтобы держать равнение в строю", – делится воспоминаниями суворовец Анатолий Сунцов, который принимал участие в праздничном параде.
"Парад прошел исключительно хорошо. Войска двигались слаженно, четко, с хорошим равнением. Все участники парада были одеты в новое, только что сшитое парадное обмундирование. Праздничное настроение не омрачал даже дождь, который лил как из ведра. Все промокли до нитки. В связи с непогодой демонстрацию трудящихся города Москвы отменили.
Все командиры рот, командармы, командующий фронта, его заместитель по политчасти были вооружены новыми, хорошо отделанными саблями с никелированными покрытиями ножен. Все вооруженные такими саблями и идущие во время парада впереди частей и подразделений были обязаны при прохождении мимо Мавзолея Ленина салютовать клинком Верховному Главнокомандующему", – говорил о том дне маршал Андрей Еременко.
"Командование парадом Победы я воспринял как самую высокую награду за всю свою многолетнюю службу в Вооруженных Силах", – сказал маршал Константин Рокоссовский на кремлевском приеме 25 июня в честь участников парада.
После завершения парада Москва ликовала, дождь в скором времени закончился, и жители и гости столицы вышли на улицы.
"К вечеру дождь прекратился, и на улицах Москвы продолжился праздник. На площадях гремели оркестры. А вскоре небо над городом озарилось праздничным салютом. В 23 часа из 100 аэростатов, поднятых зенитчиками, залпами полетели 20 тыс. ракет. Так завершился тот исторический день", – говорится на сайте Минобороны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.