В середине июля парусник "Адмирал Беллинсгаузен" начал свое плавание в Кронштадте. Экспедиция была организована в память о первооткрывателе Антарктиды – Фаддее Беллинсгаузене (при рождении – Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен).
4 (16) июля 1819 года Беллинсгаузен покинул Кронштадт и направился по направлению к Антарктике, достигнув ее 16 (28) января. Парусник, гостем на борту которого стала президент Эстонии Керсти Кальюлайд, направился по тому же маршруту. Главной целью путешествия было привлечение внимания общественности к проблеме изменения климата.
Но не обошлось путешествие и без политики. Так, глава Эстонии назвала Беллинсгаузена эстонским человеком, хотя и отметила его заслуги перед Российской империей:
"Адмирал Беллинсгаузен – хотя он на самом деле был адмиралом на российском корабле – наш человек. Он с Сааремаа, он видел те же можжевельники и камни, что и мы. Мы можем гордиться этим. Возможно, поэтому и наши ученые на протяжении веков бывали здесь".
"Я бы очень хотела, чтобы этот месседж – что Антарктика – быстрее всего нагревающийся регион мира – достиг отсюда с "Беллинсгаузена" Таллина и всех нас. И, разумеется, мы можем говорить, что тяжело и сложно бороться с изменением климата, но отказываться от борьбы, безусловно, еще дороже", – заявила президент республики.
Ваш – да не ваш
Беллинсгаузен родился на острове Эзель. Хотя сейчас он называется островом Саарема и является частью Эстонии, во времена Фаддея Беллинсгаузена эта территория принадлежала Российской империи. Ее в 1710 году Петр I отбил у шведов и присоединил к России.
Должен расстроить президента Эстонии и тот факт, что будущий русский мореплаватель по происхождению был балтийским немцем из остзейского дворянского рода Беллинсгаузенов.
С детства мальчик хотел быть моряком. Оставшись сиротой, в возрасте десяти лет Беллинсгаузен поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте. Именно там его стали именовать Фаддеем Фаддеевичем.
В 1795 Беллинсгаузен был произведен в гардемарины и на судне "Александр" отправился в свое первое путешествие к берегам Англии. По окончании корпуса Фаддей Фаддеевич был произведен в офицерский чин мичмана.
Юноша сделал стремительную карьеру, ценился в своем окружении, был гордостью российского флота. Так, в 1809 году он командовал фрегатом "Мельпомена" в русско-шведской войне, в течение шести месяцев нес дозор в Финском заливе.
В 1816 году Беллинсгаузен был произведен в капитаны II ранга. Во время черноморских походов провел обширные гидрографо-картографические работы и, обнаружив множественные ошибки в картах "у берегов Абхазских, Мингрельских и Гурийских", составил новую карту.
В 1819 году приказом морского министра был направлен в русскую экспедицию для поиска Южного материка. Открыв множество земель (29 остров и одну Коралловую мель), после 751-дневного похода (из них 527 дней – под парусами), проплыв 86,5 тысяч верст, в 1821 году команда вернулась в Кронштадт.
6 декабря 1830 года за свои обширные исследования и заслуги перед отечеством Беллинсгаузен получил чин вице-адмирала и был назначен командиром 2-ой флотской дивизии Балтийского флота.
Затем он стал главным командиром Кронштадтского порта и Кронштадтским военным губернатором. На этом посту он был награжден орденом Святого Владимира I степени. В 1843 году Беллинсгаузена произвели в адмиралы, 1 мая 1847 года он был назначен состоять при особе Его Императорского Величества.
Став в 1845 году членом Российского географического общества, Беллинсгаузен много работал в области географии и корабельной архитектуры. Кроме того, адмирал посвятил себя облагораживанию Кронштадта, за что его до сих пор там помнят и чтут.
Именем Беллинсгаузена названы море в западной части Антарктики, несколько островов, советская научная полярная станция в Антарктиде, мыс на Южном Сахалине и даже лунным кратер.
Потому назвав Беллинсгаузена "своим человеком" Керсти Кальюлайд немного погорячилась. И не из-за территориального или национального признака. А потому, что Беллинсгаузен отдал жизнь служению России и с достоинством носит звание великого русского мореплавателя и адмирала.
Даже в последней записке Беллинсгаузена были слова заботы о своей Родине: "Кронштадт надо обсадить такими деревьями, которые цвели бы прежде, чем флот пройдет в море, дабы на долю матроса досталась частица летнего древесного запаха".