Фактически сразу после освобождения Нарвы, с 26 на 27 июля, начались ожесточенные бои западнее города – на высотах Синимяэ.
После прорыва линии "Пантера" наступление двух армий Ленинградского фронта генерала Говорова уперлось в немецкую оборону на линии "Танненберг", откуда велся прицельный артиллерийский и ружейно-пулеметный огонь.
Немецкому командованию удалось вывести 3-й танковый корпус СС непосредственно из под Нарвы на вторую линию обороны – заранее подготовленную линию "Танненберг" – и избежать советского окружения.
Войска 8-й армии, подходившие в район Аувере-Хундинурга-Ластеколонии-Сиргала, первыми натолкнулись на ожесточенное сопротивление, и продвижение дальше не было возможным – впереди были Синимяэские горы с мощными укреплениями линии "Танненберг" при высокой концентрацией войск на небольшом участке фронта.
Части 2-й ударной армии генерала Федюнинского, освободив Нарву, тоже подошли к линии "Танненберг" на своем участке фронта. Ленинградскому фронту после освобождения Нарвы предстоял еще один штурм.
Синимяэ и линия "Танненберг"
Линия "Танненберг" была так названа в честь деревушки в Восточной Пруссии, в окрестностях которой немцы одержали победу над армией генерала Самсонова в период Первой мировой войны, тем самым остановив наступление русской армии.
Линия обороны "Танненберг" начиналась с Финского залива в Муммасааре, проходила через Синимяэ в местечке Вайвара – старой баронской мызе (а потом детском доме) и другим флангом упиралась в Чудское озеро. Местность была примечательна пологими горами, господствующих над всей открытой и хорошо простреливаемой равниной. Ей еще предстояли кровопролитные сражения.
Что же представляют из себя холмы Синимяэд (с эст. Синие горы)? Когда-то, более 10 000 лет назад во время движения ледника, в результате давления или толчка ледником породы, вдоль северного побережья Эстонии возник обрывистый глинт, а Снимяэд – это его "складки", возникшие в результате этого движения.
Что еще известно об этой местности? Башенная гора (Торнимяэ) – 70 метров над уровнем моря. Гренадерская гора (Гренадеримяэ) – 83 метра – центральная гора во всей оборонительной системе. Она была оборудована траншеями в несколько линий с южной части и бункерами на севере.
Не забываем и про Парковую гору (или Ластеколония) – 82 метра – на ней находилась мыза Вайвара, точнее, ее главная усадьба, затем ставшая детским домом. В период Первой мировой войны на холмах воздвигли бункеры укреплений, что потом пригодилось защитникам линии "Танненберг" – на ней расположились склады и артиллерийские позиции.
С Синимяэских гор отлично просматривалась местность на многие километры, тогда она была сильно заболочена, и нынешнего густого леса, какой растет сейчас там, не росло. По словам старожилов, с холмов Синимяэ когда-то была видна Нарва.
На заранее подготовленных позициях удалось создать прочную оборону с выгодными позициями. Единственная дорога от Нарвы до Таллина пролегала между двумя холмами Гренадерской и Башенной гор, что позволяло неограниченно контролировать как всю местность, так и шоссе, а наступавшие советские войска были как на ладони.
Непосредственно на холмах занимали свои позиции части 3-го танкового корпуса СС под командованием Феликса Штайнера, в котором служили голландцы, норвежцы, финны, шведы, бельгийцы, датчане и эстонцы из 20-й дивизии СС. 11-я моторизованная дивизия СС "Нордланд", 20-я эстонская моторизованная дивизия и 4-я бригада "Нидерланд" подошли из тыла на усиление бригада "Лангемарк" и "Норге".
Далее до Чудского озера по линии обороны "Танненберг" находились 11-я, 61-я пехотные дивизии вермахта и 285-я охранная дивизия, а также 288-й и 292-й полицейские батальоны, части морской пехоты эстонские пограничные полки. За холмами находились резервы и артиллерия с танками.
По склонам Синимяэ пролегали полосы траншей полного профиля, обшитые бревнами и досками. Траншеи усиливались блиндажами, ДЗОТами (Долговременная замаскированная огневая точка – прим. Baltnews), перекрытыми рельсами в четыре-восемь накатов и усиленными огневыми точками.
Перед самой первой линией траншей находились проволочные заграждения с колючей проволокой в несколько рядов, спирали Бруно и минные поля. Позади траншей в глубине обороны размещались железобетонные и деревоземляные убежища для укрытия войск.
Вся оборона дополнялась артиллерией, врытыми в землю танками и минными полями вокруг.
Горы Синимяэ сами по себе были сложными для штурма, а с укреплениями становились неприступными. Главными узлами обороны были три перечисленных холма, покрытых лесом.
Фактически основные направления обороны были ориентированы на юг-юго-восток-восток. На северных скатах холмов были сосредоточены блиндажи и бункеры, где размещались штабы. Окопавшиеся успешно использовали даже руины разрушенных артиллерией домов в качестве защищенных огневых точек. Численность немецкой обороны была чуть более 50 тысяч человек на всей линии "Танненберг" от Чудского озера до побережья Финского залива.
Численность наступающих двух советских 2-й ударной генерала Федюнинского и 8-й армии генерала Старикова была около 200 тысяч человек.
Бои за Синимяэ
26 июля 1944 года после освобождения Нарвы части советской 8-й армии с юга и юго-востока, развив наступление, сумели первыми выйти непосредственно на линию "Танненберг", где натолкнулись на жесткую оборону и контратаки.
Уже вечером Синимяэские горы подверглись артиллерийскому обстрелу, и советские войска попытались с ходу взять Парковую горку, но атака была отбита.
Затем с востока подошли части 2-й ударной армии, но и они не смогли с ходу прорвать оборонительную линию.
27 июля в шесть утра штурм начался с ожесточенного артналета на позиции противника на Синимяэ. Советская артиллерия обрушивала всю свою огневую мощь, авиация штурмовиками ИЛ-2 наносила удары бомбами и реактивными снарядами. В этих авианалетах приняла участие в том числе и эстонская эскадрилья "Тасуя". Прямым попаданием был уничтожен штаб одного из батальонов полка СС.
Однако даже после таких ударов атакующие советские части натыкались на интенсивный ружейный и пулеметный огонь, поэтому были вынуждены отходить обратно на исходные позиции. Атаке подверглась Парковая гора, когда на нее двинулись советские танки ИС, а также танки Т-34 из 45-го танкового полка 8-го Эстонского стрелкового корпуса. Так, они смяли передний край частей бригады "Данмарк".
Кроме того, частично удалось занять отрезки немецкой обороны. Потери при этом были значительные. Пошедшие в атаку при поддержке пехоты советские танки попали под огонь ручных гранатометов "Панцерфауст" бригады "Данмарк". Немецкая артиллерия применила заградительный огонь, не давая советским войскам продвинуться вперед.
Несмотря на это и подтянутые немцами резервы из глубины обороны в виде эстонских легионеров и танков, не смогли выправить ситуацию. Пытаясь восстановить свои позиции, части СС несли потери в виде артиллерии Эстонского корпуса. Эти потери были не только среди рядовых, но и среди и высших чинов – так, погиб командир дивизии СС "Нордланд".
Вопреки ночным контратакам, Парковая горка осталась в руках советских частей. Уже 27 июля командование 2-й ударной армии, проанализировав ситуацию, издало директиву, в которой среди прочего генералом Федюнинским отмечалась сложность оборонительной системы противника на Синимяэ и то, что ей можно овладеть лишь в результате хорошо подготовленного штурма.
28 июля утром советская артиллерия уничтожила группу противника, готовившую у Гренадерской горки штурм для контратаки. Несмотря на огонь вражеской артиллерии, советские войска пошли в наступление и частично овладели Гренадерской горкой. В ходе этой операции они сильно потрепали части СС, как, например, бригаду СС "Лангемарк". После этого советским частям удалось взять позиции на Башенной горе. К вечеру 28-го июля большой участок Синимяэ оказался под контролем советских войск.
В этот же день были собраны силы из остатков датских и норвежских подразделений, а также эстонских подразделений СС. Боевая группа эстонских легионеров совершила вылазку и в ближнем бою сумела отбить Гренадерскую горку с большими потерями. В свою очередь, попытка отбить Парковую горку окончилась, едва начавшись, – пришлось с потерями отступить.
29 июля советскими силами был предпринят новый, хорошо подготовленный штурм немецких позиций на Синимяэ. В семь утра позиции оборонявшихся частей СС обрушили огонь более 1500 орудий разных калибров.
После массированных артиллерийского и бомбового удара, авиационного налета, в ход пошли тяжелые танки "ИС" и танки Т-34, которые, двигаясь впереди, мощными орудиями расчищали пехоте путь от пулеметных гнезд противника. Таким образом, стремясь занять новые позиции, они окружили Гренадерскую гору. В дело вступила советская пехота: забрасывая гранатами окопы, она смогла овладеть позициями на этой горе. Тем не менее частично позиции остались за подразделениями СС. В течение времени позиции по очереди занимали то советские части, то после контратак снова занимались эсэсовцами.
30 июля прошла усиленная артподготовка, которая должна была уничтожить окончательно все обороняющиеся силы противника на Гренадерской горке. Противник обрушил на наступающие советские части сильный артиллерийский огонь и в течение дня предпринимал семь-восемь контратак на Парковую гору силами до батальона пехоты.
Местами части СС дрогнули и начали отходить, но сопротивление не ослабевало, да и у советских стрелковых частей как у наступающей стороны были серьезные потери. Силы иссякали у обеих сторон – все прошедшие дни две армии Ленинградского фронта сражались с особым напряжением, артиллерия фронта только за эти несколько дней выпустила более 6000 тысяч тонн снарядов и мин.
Уже 10 августа командованием Ленинградского фронта был отдан приказ прекратить наступление и перейти к обороне.
До 15 августа на фронте Синимяэских гор шли бои местного значения с постоянными атаками и контратаками, не давшие советским войскам значительно продвинуться вперед, чтобы прорвать фронт и устремиться на Таллин. С 15 августа закончилась череда штурмов Синимяэ и лобового прорыва линии "Танненберг". Наступило время позиционных боев.
После прорыва фронта под Тарту, 18 сентября 1944 года, части группировки из основательно потрепанных частей СС под покровом ночи отступили, оставив Синимяэ.
Горы Синимяэ после боев представляли собой безжизненный пейзаж с нагромождением корпусов подбитых советских и немецких танков, самоходных орудий, обгорелых еловых стволов, кусков колючей проволоки, воронки и полуразложившихся тел убитых.
Большинство частей СС стали батальонами, бригадами, дивизиями лишь на бумаге, похоронив у подножия холмов и оставив лежать в траншеях большое количество своих солдат. Июльские бои за Синимяэ стали одними из самых кровопролитных за всю войну на территории Эстонии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.