Ворота в Эстонию
Битва за Нарву длилась полгода, то есть дольше, чем Сталинградская битва. Для русских взятие Нарвы в 150 км от современного Петербурга, тогдашнего Ленинграда, было критически важным условием для обеспечения безопасности второй столицы, с которой только что была снята блокада.
Для немцев Нарва была особо важным стратегическим рубежом. Ведь город был "воротами в Эстонию". Если же они теряли Эстонию, то вместе с ней они теряли контроль над Ботническим заливом, по которому из Швеции везли сырье для военной промышленности Германии. Кроме того, поражение в Эстонии означало бы исчезновение у Германии важнейшего союзника в регионе – Финляндии. Финны бы просто вышли из войны.
Помимо этого, пропаганда Третьего рейха внушала арийцам, что река Нарва – это граница между Востоком и Западом, а сама Нарва – это немецкий город и крепость в борьбе с коммунизмом. Поэтому немцы воевали за Нарву до последнего.
Природная крепость
Прибалтика была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками в августе 1941 года. За три года фашисты сумели хорошо укрепиться на этой земле.
Нарва стала нацистским форпостом на пути советских войск Ленинградского фронта, готовящегося к Нарвской наступательной операции. Все благодаря своему выгодному положению. Природа, казалось, сама помогает тем, кто собирается здесь держать оборону.
Высокий западный берег реки Нарва (ранее Нарова), доминирующий над узким участком нарвского фронта, зажатого между Финским заливом и Чудским озером, заболоченная местность вокруг самой Нарвы, создавали условия для строительства оборонительных рубежей. Они были заранее подготовлены командованием немецкой группировки и составляли единую систему с предмостными укреплениями перед Ивангородом, который был фактически частью Нарвы.
Все эти факторы предопределили участь города. Он стал частью мощной оборонительной линии "Пантера" (или "Восточного вала"). Так называлась линия обороны, на которой нацисты планировали остановить советское наступление по всему Восточному фронту.
Обстановка накануне
Битва за Нарву началась практически сразу после полного снятия блокады с Ленинграда. Советские войска Ленинградского фронта стали развивать наступление, и с боями прошли к границам Ленинградской области. Уже в первых числах февраля они оказались на берегу реки Нарва.
Задача наступательной операции состояла в том, чтобы окружить группировку противника в Нарве, освободить город, а затем и всю Эстонию от нацистов.
Итак, 2 февраля войска начали форсирование реки с севера и юга. Переправа на двух участках прошла удачно, но развить дальнейшее наступление уставшие солдаты уже не могли. Их встретила глубоко эшелонированная оборона линии "Пантера".
"Мало того, что крепостные сооружения сами по себе крепкий орешек, они ведь еще господствуют над этой, в общем-то, очень плоской и заболоченной местностью, она полностью и на многие километры контролируется артиллерийским огнем противника", – так воспоминал ту великую битву ее участник, маршал артиллерии Константин Казаков.
А вот что писал о битве немецкий генерал Курт фон Типпельскирх. После войны он стал военным историком и создал фундаментальный труд "История Второй мировой войны".
"Наступавшие в западном направлении войска направляли теперь свои главные усилия, с одной стороны, на участок между Финским заливом и Чудским озером, а с другой – дальше на юго-запад", – писал Типпельскирх.
"В то время как узкий укрепленный перешеек между заливом и озером давал некоторую гарантию, что предпринятое здесь русское наступление удастся отразить – и оно действительно, несмотря на созданный ими крупный плацдарм на реке Нарва, было приостановлено южнее Нарвы, – в юго-западном направлении удары русских были нанесены во фланг немецким войскам, все еще занимавшим позиции вдоль реки Луга", – так описывает действия русских воинов немецкий генерал.
Силы европейских СС
Чтобы представить весь масштаб боев, развернувшихся под Нарвой, необходимо знать, какие силы противник развернул здесь, на этом узком перешейке между побережьем Финского залива и Чудским озером.
Конечно, подразделения в разное время менялись. Огромные потери в боях с обеих сторон ослабляли полки, но их усиливали новобранцами и снова вводили в строй. Поэтому приведем здесь перечень частей за весь период зимних и весенних сражений.
Начнем с перечисления немецко-фашистских сил, которые предстояло разбить нашим войскам.
Противник сконцентрировал значительные силы 18-й Армии под командованием генерал-полковника Георга Линдемана. Эта армия входила в состав оперативной группы "Нарва" под командованием генерал-лейтенанта Фриснера в виде семи пехотных дивизий вермахта: 11-й, 61-й, 225-й, 277-й, 170-й, 122-й, 214-й. Кроме того, действовала моторизованная бригада "Фельдхернхалле", а также 9-я и 10-я авиаполевые дивизии.
Помимо частей вермахта, на данном участке было значительное количество частей 3-го добровольческого корпуса СС под командованием Феликса Штайнера. Эсэсовцы состояли из европейских добровольцев. Так, 11-я панцергренадерская дивизия СС "Нордланд" (название указывает на присутствие бронированной техники) была в составе норвежской бригады "Норге". Вместе с ней воевала и датская дивизия СС "Данмарк". Им помогали финские добровольцы. Не забудем две бельгийские добровольческие бригады СС "Валлония" (валлонцы) и СС "Лангемарк" (фламандцы). Ну и, наконец, на советской земле зверствовала 20-я эстонская дивизия СС.
Дополняли немецкую группировку еще и такие части, как 502-й батальон тяжелых танков "Тигр", 303-я бригада штурмовых орудий, крупных сил полевой и гаубичной артиллерии. И снова три эстонских, теперь уже полицейских, батальона. Кроме того, были части пограничной охраны и противовоздушной обороны.
Накануне зимних боев за Нарву немцы провели в Эстонии мобилизацию. Это значительно укрепило людские ресурсы фашистских корпусов гражданами Эстонии, которые должны были воевать против Красной армии. Если сначала мобилизация была добровольной, то уже с зимы 1944 года она стала всеобщей.
Так, под Нарвой на стороне противника собралась более чем внушительная группировка. Если учитывать узость участка фронта, можно сказать, что тут фашисты создали самую высокую концентрацию сил на всем Восточном фронте. На февраль 1944 года у них было более 100 тысяч человек.
Из-за многонационального состава добровольцев войск СС в среде европейских историков битва за Нарву получила название – "Битва европейских СС". Эта битва стала одной из известнейших на Восточном фронте.
Силы Красной армии
Теперь рассмотрим состав советских войск Ленинградского фронта под командованием маршала Леонида Говорова.
На нарвском участке наступала 2-я Ударная армия под командованием генерала Ивана Федюнинского и 8-я армия под командованием генерал-лейтенанта Филиппа Старикова, а также 59-я армия под командованием генерал-майора Николая Ковальчука. С воздуха войска прикрывала авиация 13-й Воздушной армии, а с моря – корабли Краснознаменного Балтийского флота, на суше морская пехота – 48-я и 71-я бригады.
Как и положено наступающим, советские войска имели численное превосходство и насчитывали примерно 140 тысяч человек. Было задействовано более 3000 орудий разных калибров.
Зимние бои за Нарву: начало
Войска Ленинградского фронта безуспешно пытались взять группу "Нарва" в "котел". В первые недели сражений были предприняты попытки окружить нарвскую группировку противника. Советские войска должны были создать два плацдарма, и, развив наступление, перерезать шоссе и железную дорогу Нарва-Раквере-Таллинн в районе станции Аувере.
Это лишало бы противника возможности подвоза боеприпасов и пополнения живой силы. В результате чего он не смог бы долго удерживать Нарву.
На западном берегу реки Нарвы советским войскам удалось переправиться и создать два плацдарма – Аувереский южнее города и северный со стороны Нарва-Йыэсуу. Но попытки их расширить не приносили успеха – противник глубоко окопался и совершал регулярные контратаки.
На Аувереском плацдарме действовали силы немецкого 502-го батальона тяжелых танков "Тигр", танки которого при поддержке пехоты своим огнем не давали возможности советским частям продвинуться вперед. Развернулись ожесточенные бои с большими потерями для наступающих советских войск.
Разве можно забыть Мерекюла?
В начале февраля 1944 года командующий Ленинградским фронтом Леонид Говоров приказал подготовить морской десант со стороны Финского залива. Десантники должны были перерезать железную дорогу и шоссе Таллин-Нарва, соединиться с южной группировкой в районе станции Аувере, отрезать нарвскую группу противника от тылов и уничтожить ее.
Разведка немецких позиций показала, что на побережье в районе деревни Мерикюла, где планировалась высадка, находятся лишь незначительные силы противника. Однако накануне наступления советская разведка вскрыла, что силы, прикрывавшие побережье, были увеличены. Но советский десант отменять не стали, надеясь на внезапность удара.
Для проведения операции был выбран батальон майора Степана Маслова из 260-й бригады морской пехоты. Батальон насчитывал 517 человек и был вооружен ручными пулеметами, минометами и пистолетами-пулеметами. Радисты несли на себе рации, саперы из числа десантников по 10 кг тротила и противотанковые мины. В ночь с 13 на 14 февраля 1944 года была начато десантирование в Мерекюла.
С самого начала из-за льдов десантные катера не смогли подойти близко к берегу, и часть пути десантникам пришлось преодолеть фактически вплавь. Если первая волна моряков высадилась на берег практически незамеченной, то вторая волна десантируемых попала под шквальный артиллерийский и пулеметный обстрел. Все рации вышли из строя, и связь с командованием была потеряна. Многие катера после высадки вынуждены были отойти из-за обстрелов с берега, а подошедшие канонерские лодки не открыли огонь, боясь накрыть своих же десантников.
На самом берегу завязались ожесточенные бои, где многие десантники погибли сразу. Лишь часть их смогла прорваться вглубь плотной немецкой обороны. Там и погибли оставшиеся десантники.
В то же время советская южная группировка не смогла пробиться на выручку к морякам. Мерекюлаская десантная операция окончилась 17 февраля, когда все советские солдаты были убиты немцами. Обратно смогли вернуться лишь несколько человек.
После гибели морского десанта советское командование не оставило попыток расширить плацдармы севернее и южнее Нарвы, чтобы взять город в плотное кольцо и уничтожить противника.
Предпринимались регулярные атаки, велись артиллерийские обстрелы из тяжелых орудий и реактивных минометов с советской стороны. Город активно штурмовала авиация. Но все это не давало желаемого результата – противник прочно занимал свои хорошо укрепленные позиции.
Плацдарм севернее города Нарвы расширить не удалось, в отличии от южного, Аувереского, который доставлял много проблем немецкой группировке.
Но здесь также были проблемы. Особенно тяжелое положение было со снабжением боеприпасами и людской силой. Ведь транспортировка проходила под постоянным огнем немецкой артиллерии. Усложняла логистику болотистая местность, где даже окопаться было невозможно.
Тяжелая артиллерия и реактивные минометы перемалывали позиции сторон, смешивая погибших в одну массу. После многих месяцев боев местность напоминала безжизненный пейзаж со сплошными воронками и голыми обгоревшими стволами деревьев.
В зимних боях за Нарву советская сторона понесла большие потери убитыми и ранеными, а также в технике.
Долгие весенние бои
В марте командование Ленинградским фронтом стало готовить новое наступление. В нем должны были участвовать три армии: 2-я Ударная армия, усиленная 8-я армия и 59-я армия.
В начавшихся боях удалось немного продвинуться вперед южнее Нарвы. А вот в боях 4–7 марта советские войска проиграли и окончательно потеряли северный плацдарм. Отметим, что советский плацдарм был ликвидирован при активном участии эстонских частей СС.
Тем не менее советские войска постоянно пытались расширить Аувереский плацдарм и замкнуть кольцо окружения вокруг Нарвы.
15 марта вблизи высот Синимяэ, в районе Хундинурга, части 59-й Армии при поддержке танковой бригады прорвали немецкую оборонительную полосу и перерезали железную дорогу Таллин-Нарва по линии Вайвара Кирик – Кирикукюла – хутор Хундинурга. Они тут же атаковали синимяэскую высоту Ластеколония. Но у Синимяэ противник создал мощную противотанковую оборону, которая имела в составе артиллерию и тяжелые танки "Тигр" 502-го батальона.
Фашисты не дали советским танкистам продвинутся вперед. Затем противник еще усилил группировку и вытеснил советские части обратно за железную дорогу. Нацистам удалось уничтожить все советские танки. Немцы попытались контратаковать и в свою очередь снова ликвидировать Аувереский плацдарм. Но здесь советские части основательно закрепились, и противник не добился успеха.
Вот как описал увиденное под Нарвой в своих мемуарах немецкий танкист Отто Кариус, непосредственный участник этих боев.
"Почти все деревья в лесу к югу от железнодорожной насыпи были обуглены до черноты и разбиты выстрелами на куски. Они создавали впечатление нереальности, как будто все живое вымерло. Ни одного живого существа не было видно в этом мертвом лесу. Даже птицы улетели после того, как вся природа была попрана людьми".
26 марта немцы контратаковали советские силы и вытеснили их за железную дорогу.
Весь апрель немцы предпринимали контратаки. Но все же их усилия не принесли им главного успеха – уничтожить советскую группировку на Аувереском плацдарме они не смогли.
В конце апреля противник предпринял еще крупное контрнаступление, которое снова закончилось для него неудачей. Теперь на почти три месяца до конца июля на нарвском фронте обстановка стабилизировалась. Кроме того, весной наступила оттепель, которая окончательно превратила в жижу и без того болотистую почву.
Летние бои и освобождение
24 июля начала свое наступление 8-я армия. Ей сопутствовала удача, а ее движение на северо-запад угрожало путям снабжения и отхода немцев. Гитлеровское командование решило сдать город и начало отвод войск из-под Нарвы.
Надо было срочно развить успех, поэтому 2-я ударная армия не стала ждать, пока 8-я армия закончит битву при Аувере, и 25 июля перешла в наступление. Войска 2-й ударной армии при поддержке кораблей Балтийского флота форсировали реку Нарву. На следующий день, утром 26 июля, русские солдаты обеих армий освободили город Нарву.
Потери и итоги
Советские ветераны, прошедшие многие кровавые сражения, называли бои за Нарву самыми тяжелыми в своей военной судьбе.
Бои за Нарву зимой и весной 1944 года – это полгода бесконечной череды атак и контратак, которые отличались особой ожесточенностью. Битва принесла огромные людские потери. Поэтому советские ветераны, прошедшие не менее кровавые сражения, отмечали бои за Нарву как самые тяжелые в своей военной судьбе. "Нарвский плацдарм поглощал дивизию за дивизией, и на смену им приходили другие…".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.