Украинское образование в Эстонии. Что решили депутаты Рийгикогу

Украинские беженцы на пограничном переходе в Берегшуранах, Венгрия
© REUTERS / Bernadett Szabo

В парламенте Эстонии обсудили условия образования для детей украинских беженцев и наметили варианты его реализации. Об интеграции и ассимиляции речи пока не идет.

В среду, 16 марта, парламентская комиссия по культуре обсудила возможности детей украинских беженцев продолжить обучение в Эстонии. Председатель комиссии по культуре Ааду Муст от имени всей Эстонии выразил готовность предложить ученикам, прибывшим c Украины, возможность продолжить обучение как на ступени начального и общего образования, так и профессионального или высшего образования.

Трогательная забота в Эстонии, оказывается, возможна

"Предлагая детям из Украины места в детских садах и школах, необходимо учитывать, планируют ли они остаться в Эстонии только на время войны или на более долгий период/ Важно, чтобы вначале у школы не было завышенных ожиданий в отношении этих детей. В первую очередь необходимо сконцентрироваться на том, чтобы помочь детям и подросткам, а также их семьям привыкнуть к новой среде и организации жизни", – сказал Муст.

Заместитель председателя комиссии Яак Валге подчеркнул, что важно уделить внимание психическому здоровью бежавших из очагов военного конфликта: "Очевидно, что, направив учеников из Украины в систему образования Эстонии, в эстонские или русские школы, или же в классы с погружением, можно усилить их душевные травмы. Если же они действительно желают этого, то нужно следить, чтобы учебная среда была безопасной, поддерживающей и дружелюбной".

"Единственным разумным вариантом представляется срочное создание украиноязычных школ в Таллине и Тарту, где ученики будут продолжать учебу под попечительством украинских учителей и по украинской учебной программе. Таким образом они смогут наиболее безболезненно продолжить свое обучение в Украине при первой возможности", – сказал Валге.

По его словам, на основании того, что в эстонской системе образования на данный момент зарегистрировались немногим более 1% прибывших c Украины детей, можно сделать вывод, что учеба в образовательной системе Эстонии не является их предпочтением.

На заседании комиссии было отмечено, что в Эстонию прибыло 7650 детей c Украины, из которых 2500 находятся в Таллине, и в системе образования Эстонии на данный момент зарегистрировано 83 ребенка.

Участники заседания признали, что в отношении большинства детей неизвестно, где они находятся, сколько им лет и какой у них уровень обучения.

Было подчеркнуто, что при наличии информации о детях местные самоуправления должны вносить ее в инфосистему. Помимо этого, важны развивающая деятельность и общение, чтобы дети не оставались одни в приютах и погруженными в смартфоны. Важно также собирать информацию о прибывших c Украины людях, которые готовы помогать с обучением украиноязычных детей. Насколько известно, в различные самоуправления Эстонии из Украины прибыло 74 работника сферы образования.

По словам министра образования и науки, в учреждениях дошкольного образования в Эстонии есть 3100 свободных мест, тысяча из них приходится на Таллин. В основных школах – 10 500 свободных мест, в гимназиях – 2000 свободных мест. В Таллин прибыло 2500 детей, и, так как в столице всего 2800 свободных мест, необходимо задуматься, что делать, когда эти места будут заняты.

По словам министра образования Лийны Керсны, для создания дополнительных учебных мест есть три варианта: эстоноязычные школы с привлечением работников сферы образования из Украины; школы с погружением, где 60% учебы проходит на эстонском языке и 40% – на украинском; украиноязычная школа, основывающаяся на украинской программе обучения. При этом последнее могло бы стать временным решением, и для этого необходимо внести поправки в закон.

Председатель комиссии по культуре Рийгикогу сделал предложение обсудить эти альтернативные варианты во фракциях. В свою очередь, представители Союза городов и волостей Эстонии отметили, что согласно информации, полученной от местных самоуправлений, наиболее серьезные проблемы, с которыми они столкнулись, – это отсутствие владеющих украинским языком, финансирование школ и вопросы, связанные с поддержкой душевного здоровья учеников.

Напомним, в Эстонии последние 30 лет проводится планомерная политика сокращения образования на русском языке, над русскоязычными детьми фактически много лет осуществляется жесткий эксперимент, направленный на искоренение в них национальных особенностей. В самой Эстонии все эти годы с ужасающим постоянством растет депрессивное состояние населения, в том числе среди молодежи.

Также растет тяга к суициду. В последнее время оправданием тому стала пандемия. Но справедливости ради следует отметить, что подобные настроения появились задолго до коронавируса.

Ссылки по теме