Психиатры и клинические психологи Эстонии уже много лет работают с повышенной нагрузкой. Государство пытается улучшить ситуацию при помощи дополнительного финансирования, но из-за долгого периода обучения сфера недостаточно привлекательна для новых специалистов.
"Очереди очень длинные и всегда такими были. Честно говоря, мы и не знаем, какими бы они были, если бы мы соглашались принять всех пациентов, которые нам звонят", – посетовала клинический психолог центра Sensus, психотерапевт Катри-Эвелин Калаус.
На сегодняшний день, чтобы получить консультацию врача, не говоря уже о лечении приходится записываться в очередь, которая растянулась уже до февраля.
Причиной длинных очередей является царящая в секторе нехватка рабочей силы.
"Ресурсы очень ограничены. Клинических психологов, психиатров, детских психиатров и когнитивно-поведенческих психотерапевтов с дополнительной компетенцией очень мало", – отметила Калаус.
190 психиатров
На фоне пандемии коронавируса, консультации со специалистами стали для многих необходимостью.
Однако медицинских работников не хватает. Всего в профессиональном регистре сейчас числится 190 клинических психологов.
Дефицит рабочей силы продолжается уже много лет, поскольку подготовка как клинических психологов, так и психиатров требует много времени и денег. Помимо магистратуры необходимо пройти год профподготовки, на который с этого года деньги выделяет государство.
По словам министра здоровья и труда Танеля Кийка, прошлое правительство выделило на здравоохранение 540 млн евро, в следующем году планируется выделить дополнительные средства.
"Конечно, со сферой душевного здоровья не все в порядке. Потребность в дополнительных средствах, инвестициях, повышении объемов лечения, обучении медработников существенно выше, чем предлагают нынешние бюджетные возможности", – заявил министр.
Однако еще хуже дела обстоят у русскоязычных жителей Эстонии. Русским с психическими проблемами зачастую приходится справляться самим, поскольку в стране наблюдается дефицит русскоязычных кадров в области психотерапии.
Руководитель по маркетингу клиники Medicum, расположенной в крупнейшем в основном русскоязычном районе Таллина, Эва Высоцкая рассказала, что найти специалистов, говорящих на русском языке, очень трудно.
"Психологов еще удается находить, но с психиатрами и сестрами душевного здоровья довольно сложно. Кроме того, даже знающий языки специалист не всегда может подойти человеку, страдающему душевными расстройствами и депрессией. Нужно найти специалиста, который подошел бы конкретному пациенту, с которым удастся установить контакт и найти общий язык, иначе из такого лечения ничего не получится", – поделилась Высоцкая.