Согласно свежему опросу социологической фирмы Norstat, Центристская партия получила рекордно низкую поддержку избирателей – 16,6%, что на 1,3% меньше, чем неделей ранее.
Таким образом центристы заняли лишь четвертое место в общем рейтинге эстонских политических сил, лидирует в котором Партия реформ, имеющая 25,8% поддержки, что на 1,8% больше, чем неделей ранее.
Далее следует оппозиционная Эстонская консервативная народная партия (EKRE), уступающая лидеру 5%, а на третьем месте расположилась не представленная в парламенте партия "Эстония 200" с рейтингом 19,7%, что является для нее рекордно высоким показателем в опросах Norstat.
Недостаточно антироссийские
Председатель Центристской партии Юри Ратас заявил, что поддержка его политической силы могла снизиться из-за принятого Рийгикогу заявления в поддержку Украины, за которое 23 февраля не проголосовали десять парламентариев-центристов.
"Это был неверный шаг. Он был исправлен 25 февраля. Но, видимо, в этот короткий период наши избиратели отреагировали на него", – сказал Ратас ERR. По словам главы центристов, свое влияние также оказало обсуждение и последующее расторжение договора о сотрудничестве между его политической силой и "Единой Россией".
Оценки лидера центристов не просто удивляют, а противоречат здравому смыслу. Заявлять о том, что составляющие значительную часть электората центристов русскоязычные избиратели якобы разочаровались в недостаточно жесткой позиции партии в отношении России и самих же русских можно лишь, исходя из поставленной задачи – ни в коем случае не выходить за пределы спущенного союзниками сверху мейнстрима.
Зная же реальные настроения большинства местных русскоязычных, скорее можно было бы предположить, что их как раз разочаровали шаги центристов по разрыву связей с Россией даже на том уровне, где их не стоило разрывать, следуя общечеловеческим принципам. Например, на уровне местных самоуправлений или культуры.
Конечно, пропагандой можно попытаться насильно заставить "любить Ленина", то есть гневно осуждать все связанное с Россией и русскими, однако в действительности это не удавалось сделать ни в советское время, ни сейчас.
В страхе потери теплых мест
Впрочем, заставить голосовать "как надо" под угрозой лишения теплых рабочих мест, к примеру, депутатов парламента или местных органов власти вполне можно. Наглядным примером тут как раз является упомянутое выше Ратасом "исправление ошибки" в Рийгикогу.
А ведь еще было голосование в Таллинском горсобрании, в котором за разрыв всех связей на муниципальном уровне с Москвой и Санкт-Петербургом проголосовали все без исключения депутаты-центристы. Даже те, кто в соцсетях и всех своих предыдущих публичных выступлениях годами ратовали исключительно за сохранение и развитие отношений с Россией.
Трудно сказать, как эти люди будут теперь смотреть в глаза своим избирателям, но уже ясно то, что если подобные заявления и голосования продолжатся, то рейтинг центристов будет и дальше быстро снижаться. И украиноцентричный патриотизм тут явно им никак не поможет.
Вообще, в новой ситуации перспективы центристов сохранить значимое место в эстонской политике накануне предстоящих весной 2023 года очередных парламентских выборов выглядят не особо радужными.
С одной стороны, скамейка раскрученных еще во времена председательства Эдгара Сависаара центристов начинает заканчиваться. Большинство же "птенцов Ратаса" выглядят в глазах избирателей откровенно тускло и уже не способны вести за собой целые слои населения.
С другой стороны, усиливающаяся на фоне украинского кризиса в Эстонии русофобия лишает руководство центристов возможностей для маневра – больше нельзя говорить эстонским избирателям одно, а русскоязычным – другое. Любое публичное отклонение от мейнстрима, очевидно, будет в ближайшие годы караться очень жестко.
В свете этого шансы дальнейшей карьеры самого популярного по результатам последних муниципальных выборов центриста мэра Таллина Михаила Кылварта явно сократятся, даже несмотря на его новую привычку носить на лацкане ленточку с цветами украинского флага.
Голоса растащат конкуренты
В результате можно предположить, что прежние избиратели центристов окончательно разочаруются в них и станут голосовать от противного – за кого угодно, кроме прежних фаворитов. Как говорится, от любви до ненависти – один шаг. Тем более, если любимый откровенно предал.
Понятно, что в число этих "кого угодно" вряд ли войдут реформисты и "Отечество" (Isamaa). Правда, к ним может уйти эстоноязычная часть центристского электората, однако все остальные игроки вполне способны получить новых сторонников.
Особенно раскручиваемая в мейнстримных СМИ "чистая" внепарламентская партия "Эстония 200" и умело играющие на социальных проблемах национал-популисты из EKRE.
Как бы там ни было, но политический ландшафт Эстонии в ближайшее время, вероятно, очень сильно изменится. И совсем не так, как предполагали аналитики до украинских событий.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.