Партия "Эстония 200" – запланированный киндер-сюрприз местной политики

Логотип партии "Эстония 200"

Николай Филонов

Внепарламентская партия "Эстония 200" впервые возглавила рейтинг партий. Избиратели хотят увидеть в Рийгикогу новые лица, но после выборов их может ждать жестокое разочарование.

Очередной рейтинг популярности эстонских политических партий удивил многих – впервые в лидеры вышла не представленная в парламенте партия "Эстония 200". Впрочем, эту политическую силу уже давно готовят в качестве тарана для быстро набирающих сторонников национал-консерваторов.

Внепарламентская "Эстония 200" уже довольно давно занимает высокие места в рейтинге эстонских партий, но до сих пор никогда не становилась лидером. И вот теперь, по данным февральского опроса социологической фирмы Turu-uuringute AS, рейтинг партии в феврале достиг 23%. На второй строчке расположилась парламентская Эстонская консервативная народная партия (EKRE) с уровнем поддержки 22%.

В январе Turu-uuringute AS оценила рейтинг "Эстонии 200" в 20%, а EKRE – в 24%. Популярность Партии реформ с января не изменилась и составляет 18%, а рейтинг Центристской партии снизился с 20% в январе до 15% в феврале. За социал-демократов готовы проголосовать 9% избирателей, а за партию "Отечество" – 7%. В прошлом месяце рейтинги Социал-демократической партии и "Отечества" (Isamaa) составляли 8% и 7% соответственно.

Рейтинг на пустом месте

Если разбирать причины столь высокой поддержки внепарламентской партии с точки зрения реальных дел и заявлений ее лидеров, то длинного списка не получится.

"Эстония 200" до сих пор не блеснула ни одним прорывным предложением, а появляющиеся время от времени в социальной сети Facebook комментарии лидера партии Кристины Каллас к текущим событиям мало отличаются от обычной критики, которой пестрят личные блоги практически всех публичных персон вне зависимости от их партийной принадлежности.

Кристина Каллас
Кристина Каллас

Наверное, единственная четко озвученная задача, о которой знает большинство эстонских избирателей – это стремление разрушить сложившуюся систему образования на русском языке, предложив взамен единые с эстонцами школы с преподаванием на эстонском языке.

Все остальные лозунги партии звучат крайне невнятно и по сути мало отличаются от программных установок парламентских мейнстримных партий. Так в чем же секрет популярности "Эстонии 200"?

Если не ставить под сомнение беспристрастность социологических фирм (а их выборка и методики неоднократно критиковались экспертами), то вероятно, что высокий рейтинг внепарламентской партии прежде всего можно связать с активной поддержкой со стороны главных проправительственных эстонских СМИ.

Почти каждое заявление нынешних руководителей и активистов "Эстонии 200" многократно ретранслируется в упомянутых медиа, а к самой партии постоянно подогревается интерес при помощи муссирования слухов о возможном присоединении к ней известных фигур, например, бывшего президента Керсти Кальюлайд. На днях в члены данной партии "сватали" и бывшего лидера партии "Зеленые Эстонии" Зюлейху Измайлову.

Президент Эстонии Керсти Кальюлайд в пресс-центре ООН, 29 июня 2021
1 из 2
Президент Эстонии Керсти Кальюлайд в пресс-центре ООН, 29 июня 2021
Зюлейха Измайлова
2 из 2
Зюлейха Измайлова

Можно не сомневаться, что подобные "вбросы" будут продолжаться вплоть до очередных намеченных на весну 2023 года парламентских выборов, где новая партия должна будет дать бой второму нынешнему фавориту рейтингов – EKRE.

Таран против консерваторов

В принципе, можно предположить, что именно ради борьбы с никак не укладывающейся в праволиберальный мейнстрим Эстонской консервативной народной партией "Эстония 200" так сильно и раскручивается.

Являясь фактическим клоном "глубинной" для республики партии "Отечество", "Эстония 200" вполне может быть разыграна в качестве демонстративной альтернативы для всех привычных избирателю политических сил. На деле, конечно, она никакой альтернативой не является, но простой избиратель не разбирается в политических играх, а потому, вероятно, клюнет на "чистую" партию.

Так уже когда-то происходило с прошлым совместным и весьма успешным политическим проектом "отечественников" и реформистов – партией Res Publica. Избиратели поверили в "новую силу", проголосовали за нее на выборах, а та очень быстро после победы слилась с основным "Отечеством", способствовав сохранению важнейших государственных постов за ветеранами эстонской политики и созданию благоприятных условий для деятельности спонсоров "заслуженных" партий.

Если "Эстонию 200" удастся до очередных выборов достаточно "раскрутить", то на фоне невысоких рейтингов оригинального "Отечества" и нестабильного рейтинга ныне правящей Партии реформ она вполне может стать той гирькой, которая вновь склонит весы в пользу текущего мейнстрима, не дав набирающей все больше очков среди населения EKRE сформировать в одиночку или с привлечением любой другой одной партии правящую коалицию. 

Если этот "финт" удастся, то наломавшие дров в период пандемии парламентские партии смогут сохранить власть, а со временем деятели "Эстонии 200" – по примеру "неподкупных" политиков из Res Publica – вновь вольются в старые партии, и о "новой силе" вскоре никто, кроме дотошных политологов, даже не вспомнит.

К сожалению, данная технология уже не раз показывала свою эффективность в Эстонии и, вероятно, покажет ее на примере "Эстонии 200" вновь. А простой избиратель опять будет после выборов удивляться – вроде, проголосовали за новую партию, а править продолжают старые лица. Как же так?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме