Страны Балтии "в принципе" поддержали предложение Франции сделать "проявление солидарности" союзных государств по отношению друг к другу обязательным в случаях очередных миграционных кризисов. Пока, правда, неясно, в чем именно должна проявляться солидарность: в распределении иммигрантов по странам альянса или в финансовой помощи тем из них, что подверглись "нашествию" нелегалов.
Для склонных к ксенофобии прибалтов предпочтительнее второй вариант, но их окончательное решение определит "стоимость вопроса", то есть конкретные, выраженные в деньгах размеры "солидарности". Почем ныне в Евросоюзе она подается – пока не ясно.
Если же оценивать эту "иммиграционную" интригу под другим углом зрения, то можно счесть, что Евросоюз вскоре станет взимать плату за право официально пользоваться сомнительными плодами ксенофобии.
На самом деле о монетизации солидарности на неформальной встрече министров внутренних дел государств альянса откровенно, конечно, никто не говорил. Но договоренность о том, чтобы сделать соблюдение ранее добровольного принципа обязательным для решения проблем миграции, заявил Жеральд Дарманен, министр внутренних дел председательствующей сейчас в Совете Евросоюза Франции.
Париж и до вступления в необыкновенно хлопотную сейчас должность главы Совета говорил о своей решимости разрешить наконец многолетнюю проблему разногласий стран альянса из-за миграционной политики.
Перед Парижем стоит почти невыполнимая задача борьбы с ксенофобией
Немалое количество европейских столиц, включая Таллин, Ригу и Вильнюс, неоднократно давали понять, что принимать у себя иммигрантов по квотам Брюсселя, помогая подвергающимся нашествию "гостей" союзникам, не хотят, но готовы как-нибудь и в разумных пределах помогать людьми и деньгами.
Собственный локальный кризис на границах с Белоруссией, похоже, немного поколебал позиции прибалтов, но вряд ли настолько, чтобы они согласились увозить переселенцев из Африки и Азии из лагерей для беженцев и размещать их у себя.
Пытаясь лавировать между позициями разных государств альянса, Франция поставила перед собой цель разработать правила, которые сделали бы проявление солидарности как бы более обязательными, когда речь идет о распределении беженцев по странам блока.
Точка зрения французов заключается в том, что государства должны сами решать, принимать им больше беженцев или же оказывать финансовую поддержку тем государствам, которые готовы это делать.
"Все согласились, что существуют необходимость в разделении ответственности и некоторая обязательная солидарность", – сказал министр Дарманен на пресс-конференции после неформальной встречи министров внутренних дел.
Эта обязательная солидарность "не будет добровольной", добавил он: "Если не будет распределения, будет большая финансовая поддержка".
Насколько большая, то есть сколько будет стоить отказ принять у себя одного из "общих" иммигрантов, министр не уточнил, да и вряд ли это обсуждалось в таких деталях. Но то, что "нам нужно больше солидарности в вопросе распределения", Жеральд Дарманен все же отметил.
Сам Париж, а также почти все страны Западной Европы, высказываются за обязательное распределение иммигрантов по всем странам альянса. Как все это будет работать на практике, министрам внутренних дел предстоит обсудить на встрече в начале марта, хотя все государства, как сказал французский председатель, якобы поддерживают такой подход "в принципе".
Комиссар Евросоюза по внутренним делам Илва Йоханссон тоже говорит о "самой полной поддержке государств-членов" и уверяет, что проблема иммиграционной политики обсуждается в "очень позитивной" атмосфере. В чем многие в Брюсселе и на востоке альянса сомневаются.
Возможно, вместе Париж и Берлин что-нибудь придумают
Предполагается, что вывести Евросоюз из тупика в этом вопросе сможет франко-германский тандем. В начале января министр внутренних дел Германии Нэнси Фаезер призывала к формированию "коалиции восприимчивых государств-членов", чтобы оживить затянувшиеся переговоры о новой иммиграционной политике и порядке предоставления убежища.
По ее словам, в настоящее время среди тех, кто "готов принимать" беженцев, числятся 12 государств альянса. Какие именно – не уточняется. В конце января 16 членов Евросоюза, включая и страны Балтии, выступили с совместным заявлением, призывая пересмотреть в сторону устрожения миграционную политику.
О деньгах на пограничные заборы в том заявлении речь тоже шла, и об упрощении процедуры выдворения иммигрантов говорилось. А вот о готовности проявлять солидарность при перераспределении беженцев не было ни слова.
Пик страхов европейцев перед повторением нашествия миллионной "толпы" беглецов из неблагополучных стран Азии и Африки, случившегося в 2015 году, вроде бы прошел. Но "руины" не выдержавших этого кризиса прежних правил и процедур приема соискателей статуса беженцев никуда пока не делись. Евросоюз не первый год пытается договориться о том, как ему действовать в случаях массовых нашествий иммигрантов.
Берлин вслед за Парижем говорит об "обязательной солидарности". "Это так называемая новая солидарность, и мы будем очень тесно работать над этим с Францией", – заявляла министр Нэнси Фаезер.
Немцев крайне беспокоит острая, нарастающая нехватка рабочих рук, экономика страны нуждается в ежегодном притоке примерно двух с половиной сотен тысяч иммигрантов, которые могли бы стать заменой растущему количеству немецких пенсионеров. "Побочные эффекты" притока "чужаков" прагматичных немцев волнуют намного меньше, чем прибалтов или поляков.
"Речь идет о целенаправленной иммиграции, которая нам нужна во всех уголках нашего рынка труда", – цитирует издание Euractiv Ларса Кастеллуччи, депутата бундестага от Социал-демократической партии (СДПГ), который станет официальным представителем СДПГ по миграционной политике.
В предстоящих переговорах об "обязательной солидарности" Германия так же, как и Франция, готова пойти на компромисс. Солидарность может означать, что "страны, которые не хотят принимать беженцев, должны более активно участвовать в охране границ" или вносить финансовый вклад, как сказал депутат Кастеллуччи.
"Однако ясно, что ни одно государство ЕС не может полностью оставаться в стороне от общей политики предоставления убежища, потому что все они подписали договоры", – заключил немецкий политик.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.