И пингвин сойдет: эстонский политический бомонд мучается кадровым голодом

Таллин, чайка на смотровой площадке
© Sputnik / Владимир Песня

Анатолий Ядов

Затянувшийся поиск кандидатуры на пост нового президента Эстонии помог местному населению полюбить политическую сатиру.

На Эстонию обрушилась беда: ее политическую элиту скрутил спазм кадрового голода. Стране позарез и срочно нужен новый президент, а достойных кандидатов, согласных и способных занять этот пост, сыскать оказалось непросто.

Какой именно президент стране потребен, пока неясно, и потому местный "истеблишмент" мается поиском, зная лишь, что ему не нужна на этом посту нынешний руководитель страны Керсти Кальюлайд.

Поскольку, в соответствии с конституцией Эстонии, главу государства, имеющего очень ограниченные полномочия, избирает парламент посредством компромисса правящих партий или же в случае затруднений у депутатов – коллегия выборщиков, то кандидатов на этот пост можно смело считать ставленниками местного "истеблишмента", его "сливками".

И вот этот самый "истеблишмент" столкнулся с удивительной проблемой – у него нет кандидатуры на пост будущего президента страны, имя которого должно быть названо до конца августа. Сам факт мучительного поиска достойного уже сам по себе подпортил имидж страны и авторитет властей в глазах населения.

Особенно если вспомнить, что и нынешняя глава государства, до того момента мало кому известная Керсти Кальюлайд, получила этот пост тоже после долгого и безуспешного перебора кандидатов, став своеобразным "компромиссным решением", принятым от безысходности.

Вроде бы предложения имеются и какие-то имена в ходе обсуждений за закрытыми дверями звучат, но договориться о конкретном и всех устраивающем человеке правящим партиям не удается.

А если и удается, то кандидат пугается и берет самоотвод, как только узнает, что его прочат на должность главы государства. Просто беда какая-то.

В других странах от желающих занять пост президента порой отбоя нет, страсти кипят, общественность переживает, а в маленькой прибалтийской республике, пусть небогатой, но и не самой бедной в Европе, да еще и с относительно спокойным населением, не могут найти достойного кандидата в президенты.

Откровенно говоря, ажиотажа в стране в связи с поиском президента не наблюдается. Никто не делает ставок, не горячится и не лезет в драку. Ни в какое сравнение эта "избирательная кампания" по накалу страстей и эмоциям не идет, скажем, даже с переживанием по поводу обнаружения сине-зеленых водорослей в водах популярных таллинских пляжей.

И уже тем более она и близко не стоит, по оценкам местной общественности, с завоеванием золотых олимпийских медалей эстонскими девушками-шпажистками. Ну разве что затянувшийся поиск достойной кандидатуры номинального лидера Эстонии повысил спрос на юмористическое отношение к политике и на политическую сатиру.

Смех и юмор помогают Таллину не выглядеть глупо

Поговаривают, что кое-кто в здании парламента якобы видел, как несколько физически крепких депутатов волокли по направлению к залу заседаний подозрительный мешок большого размера, в котором кто-то вырывался и верещал: "Я отказываюсь! Не заставите, твари!".

Но, вероятнее всего, это просто мрачная шутка утомленных поиском желающих занять пост президента страны депутатов. Так же, как и вроде бы прозвучавшее предложение выдвинуть на высший государственный пост страны одного из королевских пингвинов таллинского зоопарка.

Но чтоб непременно вылупился из яйца уже в Эстонии, то есть был бы настоящим эстонским пингвином, а не каким-нибудь пришлым чужаком вроде предыдущего президента с паспортом гражданина США Хендрика Ильвеса.

Молчаливая фигура в импозантном черно-белом "фраке", претендующая всего лишь на небольшое количество свежей рыбы, отлично смотрелась бы на крыльце президентской резиденции в момент встречи высокопоставленных иностранных визитеров.

Говорить и действовать он (или она), конечно, не сможет, но эстонскому президенту и по должности делать это не следует, поскольку его права и возможности крайне ограничены конституцией. Именно излишняя активность и инициативность, по слухам, сделали Керсти Кальюлайд непопулярной у местных политиков.

Клекот проголодавшегося пингвина несложно усилиями сотрудников его канцелярии трактовать так, как это в данный момент выгодно правительству. Например, как безоговорочную поддержку политики НАТО или как осуждение "агрессивной России".

Кроме того, пингвин во главе Эстонии дает ей более веские, чем было до сих пор, основания претендовать на членство в Арктическом совете.

Пожелавшей в него войти стране недавно было отказано в этом намерении. Однако довод насчет того, какое, мол, отношение Эстония имеет к морозам, льдам и снегам, будет выглядеть блекло, если перед представителями государств-членов совета гордо и молчаливо будет стоять красивый сытый пингвин.

Конечно, эти птицы имеют больше оснований считать исторической родиной Антарктику, а не Арктику, но им в любом случае ближе и понятнее снега и льды, чем нынешним членам этого самого совета.

Почему адвокат отказался от поста президента

Шутки шутками, однако тот факт, что как минимум один местный адвокат из числа наиболее известных и очень дорогих наотрез отказался от лестного предложения возглавить эстонское государство, свидетельствует в пользу версии о крайней непопулярности среди знающих людей идеи президентства.

Если уж адвокаты, совесть и моральные принципы которых порой неузнаваемо преображаются под воздействием долгих лет практики и крупных гонораров за защиту неправедных, считают ниже своего достоинства (или же недостаточно доходным) пост президента Эстонии, то что говорить о людях с принципами. Такие, несомненно, у Эстонии имеются.

Но, похоже, слишком уж непопулярна в стране должность президента – реальной власти почти никакой, а критики (причем порой хамоватой), советов и желающих изучить подноготную – более чем достаточно.

Возможно, именно потому, что Кальюлайд все это уже прошла, некоторые участники обсуждения считают, что никого лучше нее найти все равно не удастся, потому как именно она и есть та "синяя птица", что нужна стране, пребывающей в поиске некоего сказочного, воображаемого героя на роль главы государства.

"У меня сложилось впечатление, что эстонские политики ищут президента и в Стране воспоминаний, и в Дворце ночи, и в Царстве будущего, и в Храме света. Именно так, как это делали дети бедного дровосека в сказочной пьесе "Синяя птица" Мориса Метерлинка – брат и сестра, которые отправились в рождественскую ночь искать в мире счастья, а после этого путешествия узнали, что "Синяя птица" все это время была у них дома", – считает персональный тренер Талис Тобрелутс.

Основной его довод в пользу избрания Кальюлайд на второй срок сводится, судя по всему, к тому, что президент ведет здоровый стиль жизни и занимается спортом.

Ассоциации тренера и спортивные достижения президента никого особенно не впечатлили, но многие принялись выяснять, "почему какой-то тренер позволяет себе..." и не имеет ли сама Кальюлайд отношения к появлению нескольких газетных статей в поддержку ее кандидатуры.

Кстати, если исходить из принципа отбора кандидатов в президенты по их отношению к спорту, а также по внешним данным, то какая-нибудь из уже упомянутых шпажисток с золотой олимпийской медалью подходит на роль президента лучше, чем нынешняя глава государства. Но есть основания опасаться, что фехтовальщицы тоже откажутся.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме