Эстонский метод: как сделать жертву из убийцы и пособника нацистов

Обелиск на Маарьямяги
© Sputnik / Вадим Анцупов

Илья Круглей

Эстонская политическая идея "наша страна – жертва СССР" имеет успех не потому, что население поголовно симпатизирует нацистам, а потому, что его последовательно лишают любой альтернативной точки зрения.

Переписывание истории, когда дело касается Советского Союза, тем более периода Второй мировой войны, стало излюбленным занятием многих европейских политиков, особенно в странах Балтии, где ежегодные марши сторонников нацистов уже никого не удивляют. С легкой руки эстонских политиков местные коллаборационисты, участвовавшие наряду с гитлеровскими фашистами в пытках и расстрелах мирных жителей, причем на территории собственной страны, сегодня становятся "жертвами коммунизма".

Зачастую такое превращение из беспринципного карателя в несчастную жертву в постсоветских странах, например, в Эстонии, осуществляется довольно "топорным" способом. А молчаливое принятие этих метаморфоз и другими странами, и большей частью самого населения балтийского государства, способствует успеху подобных инициатив. Яркий пример тому – недавно построенный мемориал в Таллине якобы жертвам коммунизма.

В мемориальный комплекс Маарьямяги  входит и братская могила моряков с эсминцев «Автроил» и «Спартак», захваченных в Таллинской бухте английскими интервентами
© Sputnik / Вадим Анцупов
В мемориальный комплекс Маарьямяги входит и братская могила моряков с эсминцев «Автроил» и «Спартак», захваченных в Таллинской бухте английскими интервентами

Еще в советское время, в 1975–1960 годах, на возвышенности Маарьямяэ был возведен "Мемориальный ансамбль в память борцов за советскую власть в Эстонии". Он включал в себя архитектурно оформленное плато, обелиск в память Ледового похода Балтийского флота, могилы советских воинов, матросов с эсминцев "Автроил" и "Спартак", захваченных английскими интервентами в Таллинском заливе, а также могилу Героя Советского Союза Евгения Никонова.

А сегодня комплекс мемориальных объектов изменен в духе, так сказать, текущей политики. Появилась Площадь Примирения, выделено военное кладбище, где похоронены советские и немецкие военные времен Второй мировой войны, и в 2018 году был сооружен Мемориал жертвам коммунизма – в память о жителях Эстонии, пострадавших от политических репрессий и депортаций.

Однако если углубиться в детали и, скажем, взять историю какого-нибудь конкретного лица из списка так называемых "жертв коммунизма", то может вдруг оказаться, что этот "несчастный" не такой уж безвинный страдалец.

Мемориальный комплекс Маарьямяги
© Sputnik / Илона Устинова
Мемориальный комплекс Маарьямяги

Кровавый портрет борца за "независимость"

В списке "жертв" на упомянутом таллинском мемориале значится некий Яан Паю, покинувший этот мир в 1949 году. Есть табличка с его именем и на сайте Эстонии "жертв коммунизма", где говорится о том, что в СССР Паю считали бандитом. Поскольку идея мемориала, как и сайта, заключается в том, чтобы людей вроде Яана Паю выставить жертвами советского режима, причислившего их, якобы истинных борцов за свободу Эстонии, к бандитам, и удивляться не приходится.

Однако есть нюанс. В рассекреченной документации Эстонской ССР значится любопытный документ – докладная записка Э. Удрас по делу массовых казней советских патриотов немецко-фашистскими оккупантами в 1941–1942 годах в лесу Риивли, вблизи г. Пылтсамаа ЭССР. В ней речь идет о массовых расстрелах мирных эстонских жителей – "неугодных немецко-фашистским оккупантам и их пособникам советских граждан".

В прокуратуру Союза ССР >>>

В этом обращении к Государственному советнику юстиции 2-го класса Терехову Г.А. говорится о группе лиц эстонской национальности, членах организации "Омакайтсе", которые фактически принимали участие в уничтожении своих же, мирных, соотечественников просто за то, что те оказались не на стороне гитлеровских фашистов. Среди них фигурирует и упомянутый Яан Паю, которому повезло меньше, чем некоторым его сподвижникам, удравшим позднее от справедливого возмездия в США, Канаду, Англию, Швецию, – он, действительно, был уничтожен как бандит.

Так в современном информационном поле Эстонии утверждается картина национального мира "мы – жертвы оккупации", а эстонские политики апеллируют к версии "они же боролись за независимость". Вот только тот факт, какими способами Паю и его сотоварищи "боролись", чьим интересам на самом деле служили, как вообще можно связать их работу на нацистов с независимостью родной земли, которую на тот момент истории Третий Рейх уже считал своей, не эстонской, а германской собственностью, никто не уточняет.

Эстонские власти забыли о Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (ООН 1968 год), а также о Европейской конвенции о неприменимости срока давности к преступлениям против человечества и к военным преступлениям в 1974 году.

Извращенная политика оправдания убийств

Как отметил в беседе с Baltnews руководитель исследовательских программ фонда "Историческая память" Владимир Симиндей, в современной Прибалтике наблюдается весьма устойчивый процесс – комплексная героизация пособников нацистов. При этом власти не стесняются использовать для этого лиц, которые явно принимали участие в массовых убийствах мирного населения. Им сейчас ставят памятники, снимают про их якобы героическое прошлое псевдо-документальные фильмы, впрочем, как и художественные картины.

"Утверждения эстонских политиков и отдельных экспертов о том, что эстонские легионеры не участвовали в акциях по уничтожению гражданских, не выдерживают серьезной критики. Есть множество свидетельств и документов о том, что, когда нацисты уходили из Эстонии под натиском советской армии, они привлекали вспомогательную полицию из эстонских националистов и преступников для уничтожения деревень в прифронтовой зоне и массовом угоне мирного населения на запад. Это уже не говоря о батальонах СС, в которых трудно найти хоть одного человека, который не был замешан в убийствах гражданских", – сказал историк.

"Но, несмотря на все это, "топорные" методы превращения карателей, у которых руки в крови, в якобы жертв коммунизма, оказываются вполне действенными по нескольким причинам. Одна из главных – жесткая цензура. В Эстонии, как и в Литве с Латвией, отключают российские телеканалы, интернет-издания, разворачивается борьба с неугодными информагентствами. Все они хоть как-то пытались предложить населению альтернативную точку зрения, при которой пособники нацистов не представляются жертвами", – отметил Симиндей.

По его словам, "у людей в Эстонии, особенно у молодежи, попросту нет альтернативной точки зрения, есть только призыв властей "винить во всем СССР, а сомнительных или откровенно убийц считать героями". Власти сознательно избегают исследования истинного положения дел в истории, погружения в ее детали.

И выход тут только один – нужно проводить больше журналистских расследований, делать соответствующие доклады, снимать честные документальные фильмы и выходить в медиапространство, считает Владимир Симиндей. На просторах интернета это тоже надо делать, особенно там, где присутствует молодежь – в соцсетях, на ресурсах вроде Youtube и других платформах.

Главный редактор "Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований" Владимир Симиндей во время презентации издания "Резиденты сообщают..."
РИА Новости
Главный редактор "Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований" Владимир Симиндей во время презентации издания "Резиденты сообщают..."

Новый век – новые правила

Как отметил в беседе с Baltnews российский историк и публицист, координатор Группы информации по преступлениям против личности, директор фонда "Историческая память" Александр Дюков, процесс превращения убийц и коллаборационистов в героев Прибалтики в последние годы становится все более интенсивным.

Власти Эстонии, как и политические элиты других западных стран, пытающихся демонизировать Россию и ее прошлое, не чувствуют никакого серьезного сопротивления. Более того, такой процесс сам по себе не "выдохнется".

"Героизация пособников нацистов является мейнстримом в Эстонии и соседних странах уже не первый год и даже десятилетие. Эффект усиливается – чем дальше уходит время от событий Второй мировой, тем чаще совершаются подобные операции. Как правило, с подачи политиков это делается по отработанному шаблону. Одни страницы биографии определенных лиц, имена которых есть на новых мемориалах, замалчиваются. Зато на их месте возникают новые страницы, где главное объяснение гибели человека – это то, что он был якобы жертвой коммунизма", – объяснил историк.

По словам Дюкова, инструментарий используется весьма примитивный – раз человек был посажен в тюрьму или приговорен к смерти, значит он априори является жертвой СССР. Выяснять его вину нельзя, зато можно при этом постоянно говорить, что коммунизм – это плохо.

Директор фонда "Историческая память", научный сотрудник Института российской истории РАН Александр Дюков во время презентации издания "Резиденты сообщают..."
РИА Новости
Директор фонда "Историческая память", научный сотрудник Института российской истории РАН Александр Дюков во время презентации издания "Резиденты сообщают..."

"Мы видим, как такой шаблон применялся и за пределами Эстонии, даже к участникам Холокоста и другим лицам, участвовавшим в массовых казнях гражданских времен Второй мировой. Основа этому была заложена еще в годы "холодной войны". Тогда люди, занимавшиеся борьбой с коммунизмом, а сами находясь при этом за рубежом, при поддержке соответствующих разведслужб западных стран, имели в своей биографии весьма мрачный и кровавый бэкграунд, но их нанимателей это ничуть не смущало", – отметил историк.

Очевидно, что политические элиты и разведслужбы Запада свое мировоззрение не изменили. Антироссийская повестка для них сегодня намного важнее, чем сомнительная этика и извращенные моральные вопросы, удивительным образом превращающие убийц и нацистов в невинных жертв, которых молодое поколение должно помнить как якобы героев.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме