Локдаун, о необходимости которого все время говорили в Эстонии, свершился!
Патетика этой фразы взята мною из известной цитаты вождя мирового пролетариата, произнесенной им на II Съезде Советов, состоявшемся после октябрьского переворота в России. Пожалуй, сейчас она подходит к ситуации в Эстонии как никогда хорошо.
Почва подготовлена
К мысли о грядущем локдауне эстонский мейнстрим готовил жителей страны заблаговременно. И хотя еще месяц назад цифры распространения коронавируса в Эстонии не выглядели особенно пугающими, ряд проведенных и разрекламированных в СМИ социологических опросов говорили о том, что народ требует введения жестких мер.
Не берусь судить, насколько данные этих опросов правдивы и как производился отбор групп опрашиваемых (число респондентов редко превышало одну тысячу), однако простая логика подсказывает, что вряд ли работники частной сферы и предприниматели, которые из-за локдауна рискуют лишиться единственного источника дохода, сильно воодушевлены запретами. Тем более, что с начала пандемии весной прошлого года руководство страны так и не смогло предложить эффективных мер поддержки всех нуждающихся.
Впрочем, столь обширного локдауна жители Эстонии явно не ожидали. Многим памятны разговоры политиков в конце прошлого – начале нынешнего года о том, что, к примеру, в спортклубах распространение COVID-19 минимально. Также в СМИ писали о том, что невозможность получить горячее питание поблизости от места работы, в столовой или ресторане создает скопления людей вокруг скамеек или в других подобных местах, что явно не способствует борьбе с вирусом.
И вот теперь, как минимум на месяц (а скорее всего, больше), людей вновь лишили возможности вести нормальный образ жизни, исходя из желания запретить все, а не из аргументов выборочной целесообразности.
По-видимому, это в числе прочего объясняется и неопытностью нового премьер-министра Каи Каллас, заявления которой в последнее время варьировались от указания на "показной характер" ограничений у соседей до призыва запретить в Эстонии даже то, на чем не настаивал Научный совет (к примеру, он не настаивал на обязательном запрете посещения школ учащимися младших классов).
Изолируйтесь за свой счет!
Довольно странно звучат на этом фоне и призывы к родителям не отправлять детей в детские сады. Если государство не компенсирует родителям пребывание на время локдауна с детьми дома, то на что уже через месяц отказавшиеся от работы люди будут своих малышей кормить? Или руководство страны изначально предполагает, что родители поголовно в ближайшее время будут уволены? Наверное, с большинством работников ресторанов, СПА и торговых центров это вскоре как раз и произойдет – быстрый рост безработицы уже фиксирует Страховая касса по безработице. Но призыв ускорить данный процесс явно нерационален.
Конечно, если сравнивать введенные в Эстонии ограничения с теми мерами, которые вводились в конце прошлого года в соседней Латвии, то они пока выглядят более разумными. Никто не перекрывает лентами промтовары в супермаркетах, не вводит комендантский час, не запрещает посещение парикмахеров или охоту в лесу. В то же время никто не может исключить, что подобное не введут и у нас через неделю-другую.
Цель – не выйти за рамки дозволенного
Спасительная вакцинация идет в стране крайне медленно. Качество заказанного в большом количестве препарата AstraZeneca вызывает у многих вопросы, а его применение было даже на время остановлено. Но эстонское руководство упорно отказывается от возможности быстрой закупки вакцин вне общеевропейского рекомендованного списка, например, в России.
Вероятно, именно попыткой удержаться в заданных рамках можно считать и инициативу министров здравоохранения стран Балтии Танеля Кийка, Арунаса Дулкиса и Дэниэлса Павлютса по созданию в ЕС механизма на случай чрезвычайных ситуаций, который при необходимости позволил бы некоторым странам заранее получать поставки вакцины от COVID-19.
"Наше предложение состоит в том, чтобы установить четкие и прозрачные критерии для перераспределения запасов вакцины в случае чрезвычайной ситуации, которые будут учитывать доступность вакцин, активность вакцинации, уровни инфицирования, смертность и распространение новых штаммов вирусов в государстве-члене ЕС. Предложение также включает возможность корректировки количества вакцин, которые будут поставляться в случае увеличения запасов вакцин в некоторых странах, в частности, в ситуациях, когда существует риск того, что срок вакцин пройдет", – заявил министр здоровья и труда Эстонии Танель Кийк.
Если затея удастся, то занимающая по уровню заражения населения COVID-19 второе место в Европе Эстония, вероятно, сможет получить недостающие вакцины. Но как быстро это произойдет, не берется гадать никто.
Очевидно, что в выборе между сохранением экономики и желанием избежать перегрева медицинской системы Эстония сделала выбор в пользу второго. При этом стоит помнить, что в отличие от соседней России, за год тут не были построены новые больницы для СOVID-больных, не были развернуты временные госпитали и подготовлены волонтеры, что при пиковых показателях заболеваемости помогло бы смягчить кризис.
А раз так, то сейчас Эстония может уповать лишь на милость союзников, помощь (или промедление с ней) которых будет иметь для будущего страны решающее значение.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.