На страже не государства, но политики: чем занимаются спецслужбы Эстонии

Герб

Федор Гусев

В Эстонии впервые прошли публичные выступления против активного вмешательства эстонских спецслужб в политику.

Об активном вмешательстве эстонских спецслужб в политику государства в Эстонии говорилось не раз, однако публичные выступления против этого прошли в стране впервые. Состоявшийся в Таллине 12 февраля пикет был вызван, прежде всего, обидой за оттеснение в оппозицию конкретной парламентской политической партии – консерваторов.

Пикет защитников традиционной семьи и членов Эстонской консервативной партии Эстонии (EKRE) против вмешательства спецслужб Эстонии в политику, Таллин, 12 февраля
© Baltnews
Пикет защитников традиционной семьи и членов Эстонской консервативной партии Эстонии (EKRE) против вмешательства спецслужб Эстонии в политику, Таллин, 12 февраля

Однако поднятые пикетчиками вопросы будут сохранять актуальность до тех пор, пока полная деполитизация деятельности данных органов не получит детальную регуляцию законодательством.

Формально в Эстонии и сейчас прокуратура и Департамент полиции безопасности (КаПо) действуют независимо, однако связанные с действиями силовиков "чудесные совпадения", прямо влияющие на политику государства, не оставляют сомнений в том, что далеко не все решения принимаются в стране объективно и исключительно исходя из интересов граждан.

"Случайно" зашли и сорвали референдум

Один из плакатов пикета, организованного возле здания КаПо в Таллине некоммерческим объединением "В защиту семьи и традиции" при участии активистов Эстонской консервативной народной партии (EKRE), гласил: "Синисалу и Пармас, хотите заниматься политикой – баллотируйтесь на выборах" (Арнольд Синисалу – генеральный директор КаПо, Андрес Пармас – генеральный прокурор Эстонии – прим. Baltnews).

К сожалению, действия эстонских силовиков и в самом деле порой напоминают предвыборные мероприятия, призванные повлиять на мнение избирателей.

К примеру, задержание крупного спонсора правящей Центристской партии, а также генерального секретаря этой партии, вместе с обыском в кабинете мэра Таллина, произведенные ровно за день до голосования в парламенте по судьбе референдума, который должен был определить брак как исключительно союз мужчины и женщины, вызывает очень сильные подозрения в политическом заказе.

В результате действий силовиков действующая правящая коалиция немедленно развалилась, инициатора референдума – партию EKRE – выгнали из правительства, а идею референдума похоронили. И, конечно, генпрокурор и глава КаПо попытались объяснить все это случайным совпадением, во что поверить могут лишь абсолютно ангажированные или наивные люди.

Пикет защитников традиционной семьи и членов Эстонской консервативной партии Эстонии (EKRE) против вмешательства спецслужб Эстонии в политику, Таллин, 12 февраля
© Baltnews
Пикет защитников традиционной семьи и членов Эстонской консервативной партии Эстонии (EKRE) против вмешательства спецслужб Эстонии в политику, Таллин, 12 февраля

Политическое шельмование или пиар

Впрочем, примеры вмешательства спецслужб в политику были и раньше.

Как известно, Департамент полиции безопасности Эстонии постоянно выпускает скандальные ежегодники, в которых регулярно поименно перечисляет "врагов народа". Среди последних оказываются и действующие политики, и общественные активисты, в первую очередь, из числа русскоязычных жителей страны. Большая часть книги всегда посвящена "козням" России, на которые, исходя из чисто политической логики, традиционно списываются многие неудачи действующей власти.

Сам КаПо называет свои ежегодники "публицистикой", которая лишь отражает мнение спецслужб на те или иные общественные процессы. В то же время очевидно, что не подкрепленные достаточными доказательствами и подведенные под определенные идеологические воззрения, "факты" (если бы доказательства были надежными, на основании них были бы возбуждены уголовные дела) и субъективные оценки напрямую влияют на текущую политику.

Обложка ежегодника КаПо
© Sputnik / Вадим Анцупов
Обложка ежегодника КаПо

В частности, для некоторых из упомянутых в ежегодниках общественных деятелей внезапно начинается "черная полоса" в бизнесе, а другие, наоборот, используют обвинения для успешного продвижения по политической лестнице.

Конечно, напрямую доказать политическую ангажированность спецслужб очень трудно. На то они и спецслужбы, чтобы умело заметать следы.

Но, поскольку некоторые из этих действий начинают входить в противоречие с настроениями большинства жителей страны (как в случае с референдумом, который по всем социологическим опросам мог окончиться неудобным для определенных политических сил страны утверждением классического варианта брака), это создает условия для уточнения правил деятельности спецслужб через общественные процессы и изменения в законодательстве.

Политика начинается с …

Возвращаясь к прозвучавшему на пикете призыву к генпрокурору и главе КаПо проявлять свое субъективное мнение не на требующих аполитичных решений чиновничьих должностях, а в самой политике, вероятно, стоит напомнить, что предшественники Синисалу и Пармаса вполне реализовались и в данной сфере.

Андрес Пармас
Андрес Пармас

Вспомним хотя бы бывшего главу КаПо, а впоследствии лидера Социал-демократической партии и главу МВД Юри Пихла.

На днях о намерении пойти в политику заявила и бывший генеральный прокурор Эстонии Лавли Перлинг. Последняя, к слову, отметилась в политических делах по преследованию бывшего лидера центристов Эдгара Сависаара и бывшего лидера Народного союза Эстонии Виллу Рейльяна.

Инвестиции под запретом. "Охранка" Эстонии перекрывает кислород сотрудничеству с Россией >>>

Так что политическая карьера после руководства силовыми ведомствами республики в Эстонии – в порядке вещей, изменить который отдельно взятые пикеты точно не смогут. Однако положительно уже то, что тема вынесена на широкое обсуждение (спецслужбы любят тишину), а значит есть шанс, что силовики будут в своей деятельности чуть осмотрительнее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме