После временного затишья во внутриполитической жизни Эстония вновь вступает в очередной период предвыборных страстей – в 2021 году ключевыми событиями станут местные выборы, выборы президента и исход народного голосования о браке, которые не имеют буквальной связи друг с другом, но способны своими результатами влиять на исход последующего голосования.
Что в Эстонии браком назовут
Первым в череде самых важных политически событий года станет так называемый референдум об определении брака. О его проведении члены правящей коалиции (Центристская партия, Эстонская консервативная народная партия (EKRE), "Отечество" (Isamaa) договорились, когда подписали коалиционное соглашение в 2019 году.
На всенародное голосование хотели вынести предложение дополнить конституцию страны пунктом о том, что браком считается союз мужчины и женщины. Референдум обещали провести одновременно с муниципальными выборами осенью 2021 года. Идея его проведения принадлежит EKRE – политической силе, последовательно отстаивающей традиционные ценности в Эстонии. Ее партнеру, правой партии "Отечество", ничего не оставалось, как поддержать национал-консерваторов.
Центристы были явно не в восторге от идеи референдума, но глава эстонского правительства Юри Ратас, по традиции, пошел на компромисс. Тогда, в 2019 году, на кону стоял вопрос о формировании правительства, и без EKRE ему бы не удалось получить кресло премьер-министра. Возможно, в глубине души Ратас надеялся, что EKRE, СМИ и общественность благополучно забудут о вынужденном обещании центристов провести референдум. В конце концов, эта партия позиционирует себя как умеренно либеральную.
Но в реальности получилось иначе: уже в середине 2020 года в прессе появились первые материалы, посвященные плебисциту. После интервью вице-председателя EKRE Марта Хельме, в котором он заявил, что в Эстонии не рады сексуальным меньшинствам и "пусть они уезжают лучше в Швецию", в обществе разразился скандал, угрожавший распаду коалиции. Ратасу пришлось оправдываться и фактически извиняться за слова Хельме.
Конфликт потушили, но именно благодаря ему удалось согласовать, во-первых, формулировку вопроса "Должен ли брак в Эстонии оставаться союзом между мужчиной и женщиной?", а во-вторых, дату проведения всенародного опроса – 18 апреля.
Стало окончательно ясно, что центристам не отвертеться от решения вопроса определения брака в Эстонии. Тем не менее в коалиции пришли к соглашению отказаться от формата референдума и собрать мнения эстонских жителей путем ни к чему не обязывающего народного голосования.
В любом случае проведение опроса выгодно EKRE и "Отечеству". Если большинство жителей Эстонии ответит "да", правые партии получат серьезный козырь в преддверии муниципальных выборов, и однозначно проиграют либералы – социал-демократы, реформисты и "Эстония 200". Центристская партия рискует потерять часть избирателей. Но, с другой стороны, русскоязычный электорат поддерживает сохранение традиционной семьи.
Пока же общество разделено примерно пополам. Согласно исследованию Norstat, проведенному в июне прошлого года, 55% граждан Эстонии высказались против изменения Закона о семье с целью разрешения однополых браков.
В то же время 38% опрошенных поддерживают однополые браки. Еще 7% респондентов выбрали вариант ответа "Не могу сказать".
Выборы президента Эстонии
Выборы главы эстонского государства пройдут в период с 10 августа по 29 сентября наступившего года. Предыдущие выборы президента страны, прошедшие в 2016 году, завершились назначением мало кому известной Керсти Кальюлайд. Ее кандидатура была предложена в качестве компромисса после первого за всю историю страны провала президентских выборов в Коллегии выборщиков.
Кальюлайд намерена бороться за пост генерального секретаря Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), следовательно, скорее всего, не станет баллотироваться на второй срок. И эстонским политикам придется выбрать новую компромиссную фигуру. Смогут ли они договориться, большой вопрос.
Впервые за 30 лет независимости Эстонии политическая обстановка в стране настолько поляризована, что малейшее неосторожное слово из уст члена правительства может привести к кризису и даже распаду коалиции.
EKRE продолжает задавать тон в эстонской политике, продвигая консервативные ценности. Консерваторам активно противостоит "либеральный лагерь" в лице Партии реформ и Социал-демократической партии. Центристы конкурируют с EKRE и соцдемами за русскоязычный электорат, а реформисты, национал-консерваторы и отечественники – за эстонцев.
В подобных условиях ведущим политическим силам будет крайне сложно прийти к консенсусу. В результате Эстония вновь может столкнуться с ситуацией, при которой на первый план выйдут люди, не имеющие абсолютно никакого личного мандата доверия со стороны избирателей, но именно из-за своей политической слабости подходящие в качестве компромисса лидерам ведущих партий.
Муниципальные выборы
Выборы в органы местного самоуправления пройдут в Эстонии 17 октября, и подготовка к ним началась уже осенью прошлого года. Важно помнить, что на муниципальных выборах право голоса имеют не только граждане Эстонии, но и иностранцы и лица без гражданства. Соответственно, борьба будет вестись за голос каждого человека.
Ключевой интригой выборов станут результаты в Таллине. На протяжении нескольких десятилетий эстонскую столицу успешно удерживают центристы. Однако недовольство Центристской партией за последние годы достигло такого градуса, что с большой долей вероятности им придется, если не уйти в оппозицию, по крайней мере, с кем-то поделиться властью.
Главным соперником центристов в Таллине по-прежнему остается Партия реформ. Впервые серьезную конкуренцию может составить EKRE и даже "Эстония 200".
Однако у центристов все еще остаются два козыря в рукаве – административный ресурс и личная популярность мэра города Михаила Кылварта.
Еще одним полем битвы станет регион Ида-Вирумаа. Важную роль сыграют выборы в Городское собрание Нарвы. Центристская партия, представители которой управляли Нарвой безраздельно последние 20 лет, в 2018 году потеряли власть. Чтобы вернуть влияние в городе, центристы организовали в прошлом году "переворот", после чего в Городском собрании им удалось восстановить свою фракцию. Она заключила новое коалиционное соглашение с фракцией "Наша Нарва".
Предыдущему мэру города Алексею Евграфову был выражен вотум недоверия, и теперь на пост мэра претендует социал-демократ Катри Райк. Тем самым к борьбе за русские голоса может подключиться и Социал-демократическая партия (На момент написания материала Нарва оставалась без мэра. Итоги выборов должны стать известны уже в январе наступившего года – прим. автора).
Неожиданная вынужденная отставка в конце 2020 года министра образования Майлис Репс осталась неиспользованной центристами – в министерское кресло сел эстонец-бюрократ Яак Ааб. Тем самым партия ясно дала понять, что не намерена менять политику в пользу поддержки русских школ.
В борьбу за влияние в Ида-Вирумаа включилась и вновь набравшая популярность партия "Эстония 200". Ее лидер Кристина Каллас четко заявила, что, по ее мнению, в стране нет смысла в новой партии, которая специально не занимается Ида-Вирумаа.
Не дремлет и партия EKRE. В 2017 году она набрала лишь 3,1% голосов в северо-восточном регионе Эстонии. Этого не хватило для получения хотя бы одного окружного мандата, однако теперь EKRE настроена реваншистски. Осенью прошлого года Март Хельме решительно заявил, что его партия поборется за Ида-Вирумаа. Главными темами их предвыборной агитации станет сохранение сланцевой промышленности и рабочих мест.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.