В течение мая Эстония исполняла функцию председателя в высшем органе Организации Объединенных Наций – Совете Безопасности (СБ ООН). По мнению министра иностранных дел Урмаса Рейнсалу, Эстония успешно справилась с возложенной на нее миссией.
"Наши выдающиеся дипломаты в Нью-Йорке заслуживают особой похвалы, поскольку они готовились и проводили дискуссии по Ливии, Сирии, Венесуэле и другим регионам, буквально сидя у себя дома", – сообщил он.
Президент Керсти Кальюлайд в своем недавнем интервью заявила, что теперь Эстония стала более узнаваемой страной. В прошлом году Кальюлайд потратила немало усилий для того, чтобы Генеральная ассамблея избрала Эстонию непостоянным членом СБ ООН. Она даже посетила Москву, чтобы заручиться поддержкой России. Сейчас же Кальюлайд гордится результатами своих трудов.
"Длившаяся два года кампания привела к тому, что наша известность в мире взлетела до небес. Никто не знает, где точно находится Эстония, но все знают, что она находится в интернете", – заметила она.
На повестке дня Эстонии стояли пять основных тем: уроки Второй мировой войны, методы работы СБ ООН, кибербезопасность, предотвращение конфликтов и защита гражданских лиц. Как эстонской делегации удалось справиться с поставленными задачами?
Киберповестка – впервые в истории Совбеза
22 мая состоялась виртуальная дискуссия, полностью посвященная теме кибербезопасности и стабильности киберпространства. Ведущим мероприятия стал глава МИД Урмас Рейнсалу, а затем – постоянный представитель Эстонии при ООН Свен Юргенсон. Открыл дискуссию премьер-министр Юри Ратас.
"Многие наши ежедневные дела переехали в интернет. Поэтому потребность в безопасном и эффективно функционирующем киберпространстве сильнее, чем когда-либо прежде", – заявил Ратас.
Это был звездный час для эстонского э-государства. Достаточно лишь того, что встреча прошла на разработанной в Эстонии платформе Hybridity, что подчеркнуло роль страны в цифровой повестке дня. Эстонии удалось собрать около 60 участников со всего мира. Сама же дискуссия длилась порядка 4,5 часов.
Резолюция о всеобщем перемирии
Эстония как председатель СБ ООН не смогла обойти стороной тему борьбы с распространением коронавируса. 13 мая в СМИ стало известно, что Эстония и Германия предложили проект резолюции, в которой страны требуют прекращения огня в Сирии, Ливии, Йемене, Южном Судане и Демократической республике Конго. Они предложили ввести перемирие сроком не менее чем 90 дней, чтобы доставить туда гуманитарную помощь.
Несмотря на то, что Эстония и Германия постарались сгладить острые углы в споре между США и Китаем (Вашингтон был против упоминания в резолюции Всемирной организации здравоохранения), Совету Безопасности так и не удалось принять итоговый документ.
Урмас Рейнсалу не смог сдержать своего разочарования: "К сожалению, Совет Безопасности так и не договорился по резолюции, которая поддержала бы призыв Генерального секретаря ООН [к немедленному прекращению огня во всех уголках мира]. Мы приложили усилия, чтобы придать стимул переговорам, но они не увенчались успехом".
Ситуация по Сирии и ОЗХО
Тема сирийского урегулирования до сих пор не сходит с глобальной повестки дня. Так, 12 мая Эстония и ее партнеры по Евросоюзу поддержали доклад Группы по расследованию и идентификации Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), который обвинил Сирию в применении химоружия в 2017 году. Подобный жест для Эстонии был крайне важен – так как она в очередной раз продемонстрировала свою солидарность с западными союзниками.
Продвижение "прибалтийской версии" Второй мировой войны
8 мая Эстония организовала крупнейшую видеоконференцию, посвященную 75-летию окончания Второй мировой войны. В обсуждении приняли участие представители 80 стран, большая часть которых были министрами иностранных дел. Глава МИД Эстонии Урмас Рейнсалу, модерировавший дискуссию, чувствовал себя в своей стихии. Он обвинил Россию в "попытках манипулирования историческими событиями и оправдания пакта Молотова – Риббентропа" и вновь заявил о преступлениях "тоталитарного коммунизма СССР" в Европе.
Чтобы отбить атаку Рейнсалу, постпреду России при ООН Василию Небензе пришлось потратить более 13 минут, хотя регламент выступления каждого участника составлял 3 минуты. Дипломат озвучил российскую точку зрения на события предвоенных лет. Однако ни глава МИД Эстонии, ни другие представители стран Балтии аргументы России не услышали.
Небензя заметил, что нынешние турбулентные международные отношения демонстрируют "некоторые тенденции, напоминающие те, которые существовали перед Первой мировой и Второй мировой войнами – глубокое недоверие между основными международными игроками".
Каков итог, и что делать дальше?
Слова российского постоянного представителя при ООН звучат как пророчество. Мы живем в эпоху хаоса, который усиливается все возрастающей неопределенностью в международных делах. Риск начала новой мировой войны высок как никогда.
Эстония как малое государство пытается приспособиться к нынешней обстановке, однако пока у нее получается плохо. Она чрезмерно сильно ориентируется на внешнюю политику США, и в этом ее главная слабость. У Эстонии есть своя повестка дня: она продвигает тему кибербезопасности, и она заинтересована в формировании мирового порядка, основанного на предсказуемости и устойчивости. Сейчас же Америке выгодно выходить из ранее заключенных соглашений, что вряд ли подходит небольшой Эстонии.
Тем не менее Эстония по-прежнему придерживается старых "либеральных" установок, сформированных по итогам холодной войны.
Республика остается верным союзником США, и это неоспоримая константа. Концепция "советской оккупации" лежит в основе существования Эстонии, и это вряд ли изменится в ближайшем будущем. Она продолжит обвинять Россию в "манипулировании историей".
Однако в эпоху турбулентности и неопределенности ей следует сфокусироваться на более прагматичном сотрудничестве с великими державами – США, Китаем и в том числе с Россией. Возможно, Эстонии нужно это учесть, когда она вновь станет председателем СБ ООН в следующем году.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.