Эстонская полиция предупреждает о наплыве террористов – угрозе, которую все игнорируют

Мигранты у турецкого пограничного пункта Пазаркуле в Кастани, Греция, 2 марта 2020 года
REUTERS/Alexandros Avramidis

Илья Круглей

Силовики в Эстонии заранее предупреждают об угрозе радикального ислама. Однако на них мало кто обращает внимание. Впрочем, если Брюссель прикажет принять новую "порцию" мигрантов, у Таллина все равно не будет выбора.

Проблема мигрантов для Европы стала крайне актуальной после 2015 года, когда ЕС, по разным оценкам, принял около 1,5 млн беженцев. Отголоски этой "волны" до сих пор слышны в некоторых странах. Более того, в Прибалтике правоохранители так и вовсе говорят об ухудшении ситуации.

"В Эстонии существенно увеличилось число жителей из стран, которые входят в группу риска с точки зрения международного терроризма. Среди подававших заявки на статус электронного резидента были выявлены лица, связанные с экстремизмом", – говорится в недавно опубликованном ежегоднике Полиции безопасности Эстонии (КаПо).

Беженцы из Сирии, Ирака, Эритреи, прибывающие к острову Лесбос в Греции.
РИА Новости
Беженцы из Сирии, Ирака, Эритреи, прибывающие к острову Лесбос в Греции.

Гастарбайтеры – не единственная проблема?

Принято считать, что главная головная боль, связанная с мигрантами в прибалтийской стране, – это проблемы с украинцами или выходцами из других стран СНГ. В крайнем случае, это могут быть гастарбайтеры из Индии или других стран "Третьего мира". Однако в любом случае их число по сравнению с приезжими из постсоветских стран намного меньше.

Как рассказал Baltnews Юрий Петров, управляющий партнер Tycoon – компании, которая инвестирует в недвижимость Эстонии, балтийская республика, действительно, иногда выглядит наивной в своем либерализме к гостям.

"Так, уже в начале пандемии на острове Сааремаа принимали в гости команду спортсменов из Италии. В итоге на острове мы имеем главный очаг эпидемии.

Тем не менее риск наплыва исламистов в Евросоюз вряд ли связан с Эстонией. Таллин прекратил рассматривать ходатайства о работе даже от трудовых мигрантов c Украины и из Белоруссии, которые уже имели краткосрочные рабочие визы и работали к моменту начала эпидемии на территории страны.

Напомню, в сфере сельского хозяйства, строительства, производства, основная доля мигрантов приходится не на "страны из группы риска", а на Украину", – заявил Юрий Петров.

По мнению управляющего партнера Tycoon, даже в более благополучные времена ходатайствующие о бизнес-визах из Индии, например, часто получали отказ, так как не соответствовали требованиям визовых отделов.

"Мне однажды жаловались представители крупной индийской компании, что их сотрудники имели проблемы с получением виз в Эстонию", – рассказал Юрий Петров.

Однако годовой отчет КаПо явно выделяет проблему проникновения в балтийскую страну исламских радикалов. Видимо, опасность все же не столь эфемерна, как может показаться на первый взгляд.

"Число новых иммигрантов прямо влияет на увеличение мусульманской общины в Эстонии: растет число лиц из относящихся к группе риска стран, которые запрашивают виды на жительство, визы или электронное резидентство в Эстонии", – пишет ERR.

Угроза есть, и она реальна

В свежем ежегоднике Полиция безопасности прямо говорит о том, что основной источник опасности для Эстонии в 2020 году – исламский терроризм. Главный стимул – рост приезжих из Индии, Нигерии, Пакистана, Бангладеша и Ирана. В отчете эстонских правоохранителей говорится о том, что таких мигрантов за три года стало приезжать в два раза больше.

"Если исламские общины закрепятся в стране, то вырастет и интерес радикальных мусульманских организаций к расширению в Эстонии", – пишут в ежегоднике КаПо.

Опасения вполне обоснованы. История и простая статистика показывает, что чем больше в государстве мусульман, тем проще исламистам найти в этой массе людей потенциальных рекрутов. Отчасти подобные процессы в Эстонии уже начинаются.

В балтийской стране фиксируются отдельные случаи радикализации в тюрьмах. За 2019 год эстонские силовики обнаружили около 50 лиц, связанных с экстремистами и террористическими организациями.

В КаПо признают, что есть риск возвращения некоторых боевиков c Ближнего Востока.

"Не исключено, что они захотят вернуться в Эстонию из-за боевых действий в районе, который раньше контролировался террористами. Хотя перемещение иностранных боевиков в указанный район конфликта снизилось, в Эстонии есть лица, которые за последние два года предпринимали реальные шаги, чтобы туда [в Сирию] отправиться", – говорится в опубликованном документе силовиков.

Чего стоит бояться Эстонии?

Разумеется, правоохранительные органы балтийского государства не паникуют. Однако они вполне обоснованно анонсируют большие проблемы, которые многим сейчас кажутся эфемерными или вообще выдумкой. А зря.

Дело тут даже не в коррупции таможенников, которые теоретически могут закрывать глаза, пропуская радикалов в страну. В Эстонии, следует признать, с коррупцией борются намного лучше, чем в соседних странах. Проблема даже не в излишне либеральном подходе к мигрантам.

Как объяснил Baltnews председатель общественной организации "Национальный антикоррупционный комитет" Кирилл Кабанов, Таллин не сможет сдержать поток радикалов из-за действий европейских государств.

"С проблемой нелегальных мигрантов не могут справиться даже крупные страны ЕС. Они будут, в первую очередь, отстаивать свои национальные интересы, а значит, всех иностранцев вытолкнут на "периферию".

Подобные истории уже были раньше, причем я даже сейчас не имею в виду 2015 год, когда Брюссель лихорадочно распределял мигрантов по Восточной Европе. Вспомните, как в Прибалтику переправлялось большое количество чеченцев, когда в России на Кавказе была война. Литву, Латвию и Эстонию ведь заставляли принимать не только законопослушных граждан, но и исламистов. Кто сказал, что история не повторится вновь?" – рассказал эксперт.

По мнению Кирилла Кабанова, Эстония, как и ее соседи, столкнется с наплывом потенциальных боевиков. Силовики балтийской республики правильно пытаются привлечь к этому внимание. На самом деле даже небольшое количество исламистов при желании могут сделать ситуацию в столь маленькой стране трудноуправляемой.

"Сейчас, кстати, очень удобный момент, чтобы выставить преграды таким радикалам. Когда коронавирус объективно закрыл границы, очень удобно разворачивать любые подозрительные лица прямо на границе. Многие страны Западной Европы уже так делают.

Другой вопрос, что именно они и "сбросят" мигрантов из стран, находящихся в группе риска, на периферию, в том числе, в Эстонию. В этом основная проблема Таллина. Его будут использовать как буфер, и никакие усилия силовиков не помогут, поскольку приказ будет идти сверху", – рассуждает эксперт.

Окажет ли Балтика сопротивление?

Напомним, еще в 2015 году, когда Европу сотрясла мощная волна беженцев, во время опроса лишь 32% граждан Эстонии согласились с идеей принять мигрантов. В том же году в этой балтийской стране несколько раз фиксировались поджоги Центров беженцев. Увы, но тогда Брюссель это вообще не волновало. Вряд ли он станет думать иначе и сейчас.

Незадолго до распространения коронавируса турецкий президент Реджеп Эрдоган практически шантажировал Евросоюз новой волной беженцев, которых в его стране накопилось уже очень много. Часть из них Анкара специально "выпустила" в сторону Афин.

Нефтяные войны и коронавирус сейчас так часто обсуждают, что события, которые происходили в Греции в начале марта, кажутся очень далекими. А ведь тогда вся Европа с ужасом следила, как мигранты массово переправлялись через реку Марица на границе, а также переплывали по морю на греческие острова Самос, Лесбос и Хиос.

Мигранты, прибывшие на остров Лесбос, Греция, 4 марта 2020
REUTERS/Costas Baltas
Мигранты, прибывшие на остров Лесбос, Греция, 4 марта 2020

Сейчас об этих мигрантах не говорят, но они ведь не исчезли. Все эти беженцы остались там же или частично разъехались по другим странам ЕС. Где гарантии, что когда коронавирус закончится, то же самое не произойдет вновь?

Если это случится, Эстония опять окажется беззащитной, к сожалению, не столько перед самими мигрантами и потенциальными террористами, сколько перед приказами Брюсселя. Конечно, выполнять его требования можно не полностью. В 2015 году Таллин практически так и делал, но даже половина того, что "попросит" Брюссель – это слишком много.

Возможно, отчет КаПо и предупреждения эстонских силовиков – это что-то вроде сигнала для своих же политиков, которые уже сегодня должны подготовиться к подобной проблеме.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме