Наука – служанка политики. В Эстонии запретили академическую статью о Китае

Работа за компьютером

Екатерина Кобиц

Журнал Тартуского университета запретил выход статьи под названием "Сотрудничество с Huawei носит многогранный характер". Совпадение по-эстонски или очередная попытка "порвать" с Китаем?

Допустим, вашу статью отказались печатать в университетском журнале. Возможно, вы, конечно, автор "так себе" и не раскрыли требуемых пунктов. А если в вашем материале получили слово и проректор по развитию вуза, и действующие профессора вашего учебного заведения? Очевидно, проблема кроется в чем-то другом.

По мнению автора статьи, не допущенной в список февральского номера журнала Тартуского университета Universitas Tartuensis, Мари Ээсмаа, руководство вуза "затыкает ей рот".

О чем же таком была публикация, что ее не допустили до печати? Раскрывала пресловутые "тайны НАТО", за которые в Прибалтике держат в тисках местных депутатов?

Нет, статью "исключили" из выпуска, потому что она рассказывала о сотрудничестве Тартуского университета и китайского технологического гиганта, компании Huawei. Так все лаконично и, с другой стороны, непросто.

А ведь странно, решение об изъятии статьи "Сотрудничество с Huawei носит многогранный характер" принял проректор по развитию Тартуского университета Эрик Пуур. Тот самый, что первоначально был одним из спикеров "запрещенной статьи".

Сам Пуур позже признался, что поднимал вопрос о целесообразности этой публикации в издании. Однако, по мнению проректора, проблема могла быть решена редколлегией журнала, но она, по счастливым обстоятельствам, не собиралась уже пятый год.

Тартуский университет
Тартуский университет

Издание Eesti Ekspress, которое и подняло шумиху вокруг инцидента, уточнило, что по оценке его представителей, статья носила "сбалансированный характер", а решение о ее недопуске к выходу в свет было принято "сверху", что говорит только об одном: публикацию попросту "запретили".

"Прежде всего, я была разочарована. Почему Тартуский университет, где я получала свои журналистские навыки и училась критически мыслить, теперь меня "затыкает"? – вопрошает Ээсмаа.

Но должного ответа, вероятно, она так и не дождалась. Да и что отвечать, если, по заверениям самого проректора, Huawei "не оказывает никакого негативного давления", университету следовало бы не вмешиваться в политические дебаты.

Значит, все же "политические". Тут карты вскрылись сами собой.

И опять по старой схеме

В очередной раз говорить о том, что в отношениях "Эстония-Китай" определяющим фактором является позиция США, не хотелось, но, очевидно, придется.

Гонения на Huawei в Америке приняли характер шпионских игр. Китайской компании предъявили уже все возможные обвинения: слежку за людьми, в том числе на промышленных предприятиях, мошенничество, сокрытие данных, а телефоны, считают конспирологи, излучают опасные волны. В мае 2019 года Huawei попал в черный список США. Ведомства и часть американских компаний стали отказываться от покупки технологий этого производителя.

Все понимали, что травля Huawei – часть торговой войны между США и Китаем. Стороны обменялись протестными выступлениями. В сентябре официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин призвал с Штаты прекратить необоснованное давление на Пекин.

Китай заявил, что в ближайшие три года откажется от использования иностранных компьютеров и программного обеспечения, видно, с целью обрушить котировки акций крупных американских поставщиков.

И все бы ничего. Но США не могут сражаться без своих сателлитов. Штаты начали призывать широкую общественность и государства Европы отказаться от использования техники Huawei, ссылаясь на заявление Еврокомиссии (ЕК) еще от 2017 года. Тогда ЕК заметила в законе Китая о национальной разведке пункт, согласно которому китайские компании обязаны обмениваться информацией с разведывательным аппаратом Пекина.

Представители китайского правительства обещали Европе, что "вторжения" при помощи устройств в системы других стран совершаться не будет.

И все страны Европы решили "поверить" Китаю, а с угрозами справляться своими силами. Все, кроме Эстонии и Польши.

Как стать вторым во всем

В начале ноября в Вашингтоне премьер-министр Эстонии Юри Ратас и вице-президент США Майк Пенс подписали двусторонний меморандум по использованию устройств 5G. Суть документа сводилась к одной простой истине: теперь мобильная связь должна пройти "тест" на предмет безопасности. Первой документ подписала Польша.

Юри Ратас на встрече с Ли Кэцяном
Юри Ратас на встрече с Ли Кэцяном

Учитывая тот факт, что именно Huawei является лидером по предоставлению устройств и технологий 5G, не вызывает сомнения, что меморандум был направлен именно против них.

Глава Huawei в странах Балтии Рикки Чен обратился к эстонскому правительству с просьбой принять "правильное решение" и не нарушать свободных принципов рыночной экономики, как это делают США: "Кибербезопасность – это технический вопрос, и его не стоит политизировать. Его нужно оценивать и контролировать на основе фактов и стандартов", – заметил он по этому поводу.

Представитель компании обратил внимание, что только за прошедшие 30 лет Huawei оказал услуги трем миллиардам человек из 170 стран мира. Так, "на основе заверенного опыта Huawei предлагает местным операторам безопасную и заслуживающую доверия сеть":

"Надеемся, что эстонское правительство примет правильное решение на основе интересов государства и эстонского народа. Как и прежде, мы уверены в своем бизнесе и инвестициях в отношении Эстонии до тех пор, пока нас защищает независимая судебная система Эстонии, а перечисленные в договоре критерии едины для всех и будут реализованы справедливо", – отметил Чен.

Но куда там. Любитель находить угрозы во всем, что стоит и движется, директор Международного центра обороны и безопасности Свен Сакков заявил, что вопрос защиты сетей 5G равносилен битве за выживание:

"Для Эстонии это вопрос безопасности – национальной безопасности – потому что сеть 5G – это не просто следующая коммуникационная сеть, это место, где будет находиться вся наша жизнь в будущем", – заметил он.

А вот в то, что эстонско-китайские отношение хоть как-то могут быть испорчены подобными мерами, Сакков верить отказывается.

"Поскольку это, на мой взгляд, вопрос безопасности, то это конкретно вопрос государственного суверенитета. Китайская Народная Республика – это страна, которая больше всего говорит на мировой арене о важности суверенитета государств. Я верю, что эстонские дипломаты в свете нового документа смогут объяснить это Китаю", – заключил он.

Эстонским дипломатам еще предстоит объяснить, зачем надо было делать Китай второй потенциальной "угрозой" после России.

Руки прочь от науки

Предположим, скопировали эстонцы доклад Национального центра контрразведки и безопасности США, сделав "врагами" Россию и Китай, подписали меморандум и ополчились на Huawei. Но зачем запрещать статьи?

Здесь либо притеснение свободны СМИ, либо контроль за образованием. И с тем, и с другим у Эстонии очевидные проблемы.

А тут еще недавно в The Wall Street Journal рассказали, что Министерство образования США потребовало от Гарвардского и Йельского университетов раскрыть данные о возможных связях с другими государствами, в первую очередь Россией и Китаем.

Согласно информации, вузы не представили информации о подарках от иностранных государств и контрактах с ними.

Неужели Эстония и тут решила взять пример "с большого брата"? Возможно. Но он-то следит. А ни Еврокомиссия, ни Европарламент не следит. А поэтому можно и русскоязычные СМИ закрывать, и "затыкать" рот своим, неформатным журналистам. Но главное – планомерно разрушать перспективное сотрудничество с одной и крупнейших экономик мира в угоду своему "западному партнеру". Вот только США подумали о себе, а на что надеется эстонское правительство – неизвестно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме