Для нападения на СССР Германия и ее союзники в Европе – Финляндия, Румыния и Венгрия – создали невиданную в истории армию вторжения: 182 дивизии и 20 бригад (до 5 млн чел.), 47,2 тыс. орудий и минометов, около 4,4 тыс. боевых самолетов, 4,4 тыс. танков и штурмовых орудий, и 250 кораблей.
В группировке советских войск, противостоявших агрессорам, насчитывалось 186 дивизий (3 млн человек), около 39,4 орудий и минометов, 11 тыс. танков и более 9,1 тыс. самолетов.
22 июня по радио с обращением к гражданам Советского Союза выступил нарком иностранных дел Вячеслав Молотов. Он, в частности, заявил: "Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством. Нападение на нашу страну произведено, несмотря на то, что между СССР и Германией заключен договор о ненападении, и Советское правительство со всей добросовестностью выполняло все условия этого договора".
Свою речь он завершил призывом к советскому народу сплотиться, чтобы обеспечить победу над врагом: "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!".
Вопреки распространенному мнению, что советская армия оказалась полностью разбитой, а руководство страны и лично Иосиф Сталин растерялось и впало в апатию, Советский Союз оказывал достаточно упорное сопротивление врагу.
Первое сообщение о начале войны поступило в Генеральный штаб в 3 часа 7 минут. Из воспоминаний Маршала Жукова: "В 3 часа 07 минут мне позвонил по ВЧ командующий Черноморским флотом Ф.С. Октябрьский и сообщил: "Система ВНОС [воздушного наблюдения, оповещения и связи] флота докладывает о подходе со стороны моря большого количества неизвестных самолетов; флот находится в полной боевой готовности. Прошу указаний" ˂…˃ В 4 часа я вновь разговаривал с Ф.С. Октябрьским. Он спокойным тоном доложил: "Вражеский налет отбит. Попытка удара по кораблям сорвана. Но в городе есть разрушения".
Как видно из этих строк, Черноморский флот начало войны не застало врасплох. Авианалет был отбит.
Что касается Сталина, то уже ранним утром 22 июня он подписал директиву Вооруженным Силам СССР об отражении гитлеровской агрессии.
Несколько позже в присутствии Наркомом обороны Семеном Тимошенко и начальника Генштаба Георгия Жукова отредактировал и подписал указ о проведении мобилизации и введении военного положения в европейской части страны, а также об образовании Ставки Главного Командования и ряд других документов.
Уже в середине дня Сталин отправил Жукова на Юго-Западный фронт в качестве представителя Ставки, чтобы тот оценил обстановку и доложил ее руководству.