"В существующем правовом пространстве полиции и полиции безопасности предоставлены все необходимые права для проведения таких проверок, в том числе и для обеспечения безопасности Сил обороны. Добавление таких прав вооруженными силам несоразмерно и серьезно подрывает основные права людей возле военных объектов", – заявила Кальюлайд, прокомментировав свое решение.
Напомним, что в феврале этого президент уже отклонила принятые Рийгикогу поправки к закону о слежке. 29 мая парламент вновь принял данные поправки в неизменном виде и передал Кальюлайд на подписание.
Поправки к Закону о силах обороны, согласно которым, в частности, Силам обороны даются дополнительные права контролировать личные данные из государственных баз данных, баз данных местных самоуправлений или других юридических лиц, использовать подставные данные и приемы конспирации, а также тайную слежку.
По мнению Керсти Кальюлайд, которая отказалась утвердить измененный парламентариями закон, внесенные в него поправки противоречат 26, 33 и 43 статьям конституции Эстонской республики и могут нарушить права человека.
Данный законопроект, разработанный Министерством обороны Эстонии в ноябре 2018 года, расширяет полномочия военных в сфере сбора информации об интересующих их лицах. Для этого Силам обороны было необходимо получить право привлекать граждан к тайному сотрудничеству, использовать подставные данные и конспиративные приемы, а также вести секретную слежку.
Также, они смогли бы проверять, в том числе и тайно, личные данные лиц, которых могут привлечь или уже привлекли к сотрудничеству. О тайной слежке как минимум за три дня до ее начала пришлось бы предупреждать министра обороны или назначенного им чиновника, а также Полицию безопасности. Сама слежка не могла бы продолжаться более двух месяцев.
Кроме того, право использовать подставных лиц и регистрировать подставные фирмы было бы передано от министра командующему Силами обороны с сохранением за министром надзорных функций. Минобороны Эстонии уверял, что расширенный контроль биографии не станет параллельным контролем безопасности.
По данным чиновников, из четырех тысяч служащих Сил обороны примерно у 1100 нет доступа к гостайне, поэтому возможности их проверки в настоящее время ограничены имеющимися мерами, то есть в основном проверкой данных по регистрам. В Минобороны Эстонии посчитали, что хотя эти лица и не имеют прямого доступа к засекреченной информации, их действия могут привести к связанным с безопасностью инцидентам.