По мнению Керсти Кальюлайд, отказавшейся подписывать принятый закон, принятые депутатами поправки противоречат конституции страны и нарушают права человека.
"В действующем правовом пространстве полиция и Полиция безопасности имеют полное право осуществлять такой контроль для обеспечения защиты сферы безопасности и предотвращения потенциальных угроз. Предоставление таких прав также и военным непропорционально и серьезно подрывает основные права людей в оборонной сфере", – передавала президентская канцелярия слова главы Эстонии.
Если президент обратится в Государственный суд, то закон все равно вступит в силу, но позднее, полагает экс-глава МВД Ханно Певкур.
Согласно законодательству Эстонии, если парламент принимает закон и он возвращается президентом, то в дальнейшем глава государства должен либо его утвердить, либо обратиться в суд для проверки соответствия принятой нормы Конституции. Если Госсуд признает правоту президента, то закон не вступит в силу. Если же Госсуд признает закон конституционным, то президент обязан будет его подписать.
В 2018 года Министерство обороны Эстонии разработало законопроект, расширяющий возможности военных по сбору информации о гражданах. Военные хотели получить право привлекать граждан к тайному сотрудничеству, использовать подставные данные и конспиративные приемы, а также вести тайное наблюдение.
Цель закона – убрать ограничения, которые сегодня не позволяют военным "эффективно" получать данные при проверке людей, сотрудничающих с ними. Если закон вступит силу, то эстонские военные смогут собирать информацию о человеке, скрывая факт сбора информации. Также они смогли бы тайно проверять личные данные лиц, которых только могут привлечь к сотрудничеству.
По данным чиновников, в Силах обороны служит четыре тысячи служащих. Из них примерно у 1100 нет доступа к гостайне. Поэтому возможности их проверки в настоящее время ограничены имеющимися мерами, то есть в основном проверкой данных по регистрам. В Минобороны Эстонии считают, что хотя эти лица и не имеют прямого доступа к секретной информации, их действия могут быть опасны.