Как и прежде, Эстония поддерживает программу сотрудничества с постсоветскими республиками, однако в ЕС все больше чувствуется разочарование "Восточным партнерством".
"Восточное партнерство доказало свою важность в течение первых же лет своего существования. Оно помогло нам справиться с новыми вызовами и укрепило взаимные полезные связи. Также нельзя недооценивать влияние программы на развитие демократии, повышение стабильности и безопасности в государствах-партнерах", – заявил на встрече вице-спикер Рийгикогу Сийм Каллас.
Председатель комиссии по иностранным делам Энн Ээсмаа и член делегации Эстонии в Балтийской ассамблее Йоханнес Керт заявили, что Эстония и впредь намерена продвигать сотрудничество со странами "Восточного партнерства".
"Эстония поддерживала и будет поддерживать государства восточного партнерства, делиться с ними своим опытом и знаниями", – отметил Керт.
По мнению члена правления Международного центра исследований в сфере обороны и безопасности Дмитрия Теперика, в ЕС намерены переформатировать программу "Восточного партнерства". Это желание кроется в разочаровании ряда стран, таких как Германия и Австрия, медленной скоростью проведения реформ в странах-партнерах и трате на это европейских ресурсов, отмечает эксперт.
"В ЕС пришло осознание, что сам формат "Восточного партнерства" неэффективен: страны разные, вектор их развития разный. Не стоило их включать в один блок, основываясь на том, что эти страны когда-то были в составе Советского Союза", – отметил Теперик.
По словам эксперта, в ЕС присутствует разочарование в общеевропейской идее, и поэтому ее сложнее продвигать за пределы Евросоюза. А внутри ЕС сложнее объяснять, почему необходимо большие финансовые ресурсы направлять за пределы Союза.
Изначально в рамках программы ЕС "Восточного партнерства", в котором участвуют Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина, Брюссель ставил целью создание более сильного, стабильного и демократического региона, сближение эти страны с Европейским Союзом.
Однако затем с подачи стран Восточной Европы – Польши и Литвы – программа приобрела антироссийскую направленность.