Под председательством верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Федерики Могерини 13 мая проходит встреча на уровне министров иностранных дел 28 стран ЕС и 6 стран "Восточного партнерства": Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины, сообщила в понедельник "Российская газета".
Саммит, который должен решать вопросы взаимодействия стран постсоветского пространства со странами Европейского союза, превратился в деструктивный антироссийский проект, полагает доктор политических наук, доцент кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Еремина.
"Номером один в повестке дня участников саммита будет Белоруссия. На нее будет обращено повышенное внимание", – сказала Наталья Еремина. У прибалтийских стран есть претензии относительно БелАЭС, добавила она. Литва и Латвия воспользуются саммитом, чтобы постараться решить этот конфликт.
А вот Украина, напротив, вряд ли будет фигурировать в повестке дня. Причина в том, что она уже "выполнила свои задачи, связанные с формирование конфликтной зоны вокруг России".
Условия ассоциации с ЕС не включают в себя возможность сотрудничества с Россией, напомнила собеседник Baltnews. "Украина оттягивает наши ресурсы в зону конфликта. Никто на Украине не заинтересован в том, чтобы решить этот конфликт. Эта ситуация устраивает и страны Прибалтики, которые поддерживают Восточное партнерство. От Украины уже больше ничего не получить. Участники саммита будут только поддерживать антироссийский дух", – пояснила она.
Участники саммита, прежде всего, представители Прибалтики и Польши, все свои силы направят на то, чтобы заставить Белоруссию отвернуться от России. "Они обязательно займутся тем, чтобы возбудить антироссийский дух в Белоруссии", – убеждена доктор политических наук.
Если оценивать Восточное партнерство в общем плане, то его роль однозначно деструктивна, отметила Наталья Еремина. По ее словам, Восточное партнерство, которое существует уже 10 лет, в начале своего существования было "позитивным проектом".
"Участники полагали, что они строят общее пространство, в котором есть место и России, – подчеркнула доктор политических наук. – Оно занималось формированием пространства коммуникации между постсоветскими странами и Европой. Происходил культурный и студенческий обмен. Организация поддерживала малый бизнес и строительство инфраструктуры".
Но впоследствии акцент деятельности Партнерства сместился на геополитику. Дело в том, что ЕС хочет стать "глобальным игроком" и его "выход на постсоветское пространство неизбежен, пояснила эксперт-международник.
"Евросоюз стал конкурентом России на постсоветском пространстве, – сказала Еремина. – Евросоюз начал влиять на внутреннюю политику данных государств и на их отношения с Россией. Он желает расширения своих рынков".
По словам доктора наук, в случае сотрудничества с ЕС постсоветские страны теряли все возможности для общения с Россией: "С Турцией у него не получилось, а страны бывшего СССР считались стабильным регионом. Поэтому и возникло требование к этим странам "или – или": или ты с Россией, или с Европой".
Таким образом, целью Восточного партнерства стал подрыв геополитического влияния России в Восточной Европе и укрепление позиций Евросоюза в регионе.
"Это антироссийский проект. Изначально он таких целей не ставил. Но изменение его стратегических целей привело к жесткой конкуренции с Россией", – подчеркнула политолог.
"Именно Восточное партнерство спровоцировало конфликт на Украине, – пояснила Еремина. – Деструктивные действие Восточного партнерства четко проявило себя на постсоветском пространстве. Можно совершенно прямо сказать, что это деструктивный проект для постсоветских стран".