По мнению уходящего президента Банка Эстонии Ардо Ханссона, самым нестабильным периодом был 2012 год, когда он заступил на свой пост. С одной стороны, давал о себе знать глобальный финансовый кризис 2008 года, с другой – долговой кризис, который пришел из Южной Европы.
"В Эстонии ситуация обстояла немного лучше. Стали происходить какие-то откаты. Но в действительности это был очень нестабильный период", – признал Ханссон.
Руководивший банком в 2005 году Андрес Липсток, считает, что самы трудным испытанием был кризис 2008 года. Он уверен, что больнее всего кризис ударил в Эстонии по тем, чья кредитная нагрузка не находилась в равновесии с доходом.
"Брать новый кредит, чтобы выплачивать старый, было очень дорого. Частным лицам было тяжело", – сказал он.
По мнению экс-президента главного банка страны Вахура Крафта, самым турбулентным был 1995 год: экономический рост – 4-5%, инфляция – 29%, безработица – 10%.
"Это был переходный период для экономики", – отмечал он.
Возможно самый переломный период пришелся на время руководства Банком Эстонии Сиймом Калласом, когда инфляция достигала 1000%.
"Тогда (в начале 1990-х годов – прим. Baltnews) был товарный дефицит. В тот период были колоссальные изменения в структуре зарплат и цен. Потеряли те, у кого был фиксированный доход, например, пенсионеры. Этого нельзя отрицать", – признал он.
Экономист Леонид Цингиссер считает, что самым сложным периодом в истории финансов Эстонии можно считать 1990-е годы, когда страна страдала от высокой инфляции и не было никакой серьезной регуляции рынка. Трудно было также и в период финансового кризиса 2008-2009 годов.
"Сейчас более менее все стабильно, но возникает такое ощущение, что это затишье перед бурей", – считает он. Главные проблемы, с которыми скоро может столкнуться Эстония, – сокращение дотаций из ЕС и гегемония иностранных (в основном скандинавских) банков, которые при удобном случае могут свернуть свою финансовую деятельность на территории республики, что приведет к обвалу рынка в Эстонии.