BALTNEWS, 25 авг. Согласно данным статистического агентства "Евростат", в ЕС быстрее всего уменьшается население Литвы, Хорватии, Латвии, Эстонии, Болгарии и Румынии.
"В современности еще не случалось, чтобы такое резкое уменьшение населения не было связано с войнами или эпидемиями", – пишет Белецкий. В частности, если в Литве в начале 1990-х годов в стране было 3,7 млн жителей, то сейчас их стало на четверть меньше. Целые регионы превращаются в "безлюдную пустыню", а плотность населения снизилась до 44 человек на кв. км., что в три раза меньше, чем в Польше. В Латвии и Эстонии все еще хуже: 35 и 29 человек на кв. км соответственно.
Основная причина депопуляции в странах ЦВЕ (Центральной и Восточной Европы – прим. Baltnews) – эмиграция в более благополучные страны ЕС.
"Уезжают в основном молодые люди, население стареет. Если так пойдет дальше, нашу пенсионную систему ждет крах, ведь финансировать пенсии станет некому", – приводятся слова директора Литовского центра социальных исследований Сармите Микуленене в статье.
"В какой степени это явление стало побочным эффектом расширения Евросоюза? В 2004 году к европейскому сообществу присоединились самые бедные за всю историю его существования государства. Экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер, стремясь предотвратить экономический шок, предложил установить семилетний переходный период и открывать рынок труда "старого ЕС" для граждан новых стран-членов, лишь когда он закончится. Однако по инициативе Тони Блэра Великобритания, а за ней Ирландия, Швеция и очередные государства начали отменять ограничения. На таком шаге настаивала также Польша и ее соседи по региону, видимо, ошибочно полагая, что мы от этого выиграем", – пишет журналист.
Впрочем, некоторым странам Центральной Европы, например Чехии, удалось избежать попадания в эту "ловушку": они успели достичь достаточного уровня экономического развития и соцобеспечения, чтобы удерживать своих граждан.
Однако, как отмечает автор, несмотря на то, что в польской экономике "дела обстоят очень хорошо", массового возвращения эмигрантов Польша пока не наблюдает, тем более сложно ожидать, чтобы этот процесс начался в Румынии или в странах Прибалтики.