Инициативу Эстонии и Латвии о закупке российской электроэнергии, по мнению президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Николая Межевича, удовлетворять не стоит.
"Сейчас, зимой, в странах Балтии побеждает прагматичный расчет. Если Россия или Белоруссия решит продать электроэнергию, они [страны Балтии] ее с удовольствием купят", – рассказал Balnews эксперт.
В то же время Николай Межевич задается вопросом, стоит ли спасать политический режим Эстонии, Латвии и Литвы, "чтобы по весне с утроенной силой они набросились на Россию не столько в военном, сколько в пропагандистском ключе".
Глава ассоциации прибалтийских исследований подчеркнул, что, принимая решение об экспорте стратегических товаров, Россия должна учитывать военно-политическую обстановку в регионе.
"В Эстонии, Латвии и Литве без обвинений или по выдуманным обвинениям содержатся в тюрьмах те люди, которые выражали свои симпатии России или, в той или иной степени, не согласны с позицией этих республик. Параллельно ведутся военные учения НАТО непосредственно у линии границы Российской Федерации. Продолжается концентрация вооруженных сил в прилегающих к России районах. Все чаще и чаще мы слышим недружественные заявления", – добавил Межевич.
Как сообщалось ранее, три прибалтийские республики приступили к переговорам о возобновлении импорта газа из России и Белоруссии.
"Пришла пора обсудить, можно ли этот, образно выражаясь, кран снова приоткрыть немного побольше. Но в данный момент мы не можем назвать никаких точных цифр, дискуссии по этому вопросу продолжаются", – заявил представитель эстонского системного оператора Elering ("Элеринг") Айн Кестер.
Эстонский энергетик подчеркнул, что, сокращая импорт российской и белорусской энергии, Эстония и Латвия удовлетворяли пожелания соседней Литвы.
Напомним, что Литва является инициатором бойкота Белорусской АЭС. Парламент республики расценил работу атомной станции как "угрозу национальной безопасности" и законодательно запретил транзит белорусской электроэнергии через литовские сети.
Эстония и Латвия поддержали литовскую позицию, сократив поставки электроэнергии из Белоруссии и России. В результате этих решений на прибалтийском рынке электроэнергии создался искусственный дефицит, подхлестнувший рост цен на электричество.