Методичка по санкциям: в ФРГ рассказали, что не так с нападками США на "Северный поток–2"

Погрузка труб для Северного потока 2

В своем материале для немецкого издания WirtschaftsWoche журналист Ангела Хеннерсдорф рассказала о том, какие новые методы используются для атаки на "Северный поток–2".

Соединенные Штаты продолжают атаку на "Северный поток–2", отмечает журналист немецкого издания WirtschaftsWoche Ангела Хеннерсдорф. Например, в США неожиданно вспомнили об экологических претензиях к проекту. Главным противником, конечно же, остается республиканец Тед Круз, на днях заявивший, что приложит все усилия для остановки строительства трубопровода. Журналист отметила, что меркантильные планы Штатов давно понятны:

"Прокладка труб в Балтийском море при помощи анкерной технологии наносит ущерб экологии. Вот о чем сейчас заговорили в Вашингтоне. В конце 2019 года США ввели санкции против всех компаний, участвующих в строительстве газопровода из России в Германию протяженностью свыше 1,2 тыс. км. США предостерегают от слишком большой зависимости ЕС от российского газа. Они хотят всеми средствами остановить проект и продавать в Европу свой СПГ", – пишет Хеннерсдорф.

Именно из-за американских санкций проект покинула Швейцарская компания Allseas, хотя чтобы завершить строительство трубы оставалось проложить всего 150 км.

Теперь, замечает Хеннерсдорф, Россия хочет достроить проект своими силами, уже направив к проекту собственное судно-трубоукладчик. Однако, когда оно прибудет к Балтийскому морю – пока неизвестно.  Предполагают, что газопровод будет завершен к началу 2021 года. А США тем временем продолжат борьбу. И она, очевидно, будет провоцировать внутри ЕС новые разногласия. 

По настоянию четырех восточноевропейских стран, противостоящих России и Германии в ведении совместного проекта, была принята новая, странная директива. В соответствии с ней "Северный поток–2"  должен будет предоставить доступ к трубопроводу конкурентам. Были предъявлены претензии и к самой компании Nord Stream 2 AG.

Таким образом, неизбежно то, что новый регламент ЕС не только приведет к удорожанию эксплуатации трубопровода,  но и обострит правовые нестыковки.

"По российскому законодательству это вообще нереализуемо, потому что газовая экспортная монополия принадлежит российскому государству. Для других газопроводов из стран, не входящих во внутренний рынок ЕС, существуют исключения из этого регламента. Например, им не обязательно предоставлять доступ к своим трубопроводам другим поставщикам газа. Но для "Северного потока–2" исключений нет", – подчеркивает журналист.

Сейчас Федеральное сетевое агентство Германии должно одобрить или отклонить заявку оператора проекта об освобождении трубопровода от норм новой Газовой директивы.

Это входит в компетенцию немцев, так как проект заканчивается в Германии. Коме того, трубопровод соответствует всем экологическим требованиям. Да и новая газовая директива ЕС по третьим странам применяется только в том случае, когда строительство идет уже долгое время.

Боннский регулятор проводит проверку заявки на обоснованность требований, кроме того, он должен рассмотреть возражения ряда стран – противников проекта, а именно Польши, Латвии и Эстонии, пишет Хеннерсдорф. По их мнению, проект якобы повышает зависимость Европы от российского газа и ослабляет конкуренцию на рынке ЕС.

В любом случае, по мнению журналиста, немцы оказались в ловушке.

"Если ведомство освободит "Северный поток–2" от действия нового регламента ЕС, конфликт с европейскими партнерами неизбежен. Германия в ЕС сейчас – партнер, который преследует собственные интересы. Если же регулирующий орган не освободит "Северный поток–2" от действия новой директивы ЕС, возникнут серьезные барьеры для проекта, который канцлер Ангела Меркель много раз называла важным, ведь он гарантирует снабжение Германии и Европы недорогим российским газом", – заметила Хеннерсдорф.

Nord Stream 2 AG же будет применять последовательные правовые шаги против Германии. Компания уже подала иск о недействительности директивы ЕС в Европейский суд, а также еще один иск против ЕС – в арбитражный суд. Компания может добиться отмены поправок к Газовой директиве, потому что она не касается никакого другого оператора, кроме Nord Stream 2 AG.

Также новый регламент нарушает международное право о предоставлении операторам инфраструктурных проектов защиты инвестиций. В этом заключаются главные аргументы Nord Stream 2 AG, резюмирует Хеннерсдорф.

Ссылки по теме