В ходе московского форума "Российская энергетическая неделя" президент России Владимир Путин подчеркнул, что Россия была уже давно готова к газовым переговорам с Киевом. Но разговоры о будущем транзите, по словам президента, "никак не могли раскачаться". Также глава государства отметил, что необходимые для продолжения "газовой беседы" украинские органы так и не сформированы.
Тем не менее украинская сторона решила вновь воспротивиться достижению совместного решения.
В спор с президентом на своей странице в Facebook вступил исполнительный директор украинской госкомпании Юрий Витренко.
Витренко заявил, что правительство и регулятор намерены внедрить на Украине европейские правила до конца года, а, соответственно, транзитный контракт с "Газпромом" ей будет не нужен.
Как заметил исполнительный директор "Нафтогаза", Национальная комиссия по госрегулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг должна будет включить европейские сетевые кодексы в свои нормативные акты, в том числе документы, касающиеся балансировки, распределения мощностей, тарифов.
"Есть такая версия, что российская сторона начала заявлять о том, что она готова на европейские правила, только когда решила, что Украина не успеет эти правила внедрить до конца текущего транзитного контракта (то есть до конца года).
Именно поэтому Путин и говорит, что если Украина не успеет, то Россия может просто продлить действие текущего контракта. Однако есть несколько "но", – написал на своей странице Витренко.
К этим "но" исполнительный директор "Нафтогаза" отнес уверенность в успешности включения норм до 2020 года, а также дело о якобы невыполненных транзитных договоренностях, находящееся в Стокгольмском арбитраже. Отказ от выплат по иску Украиной он назвал "неприемлемым условием" со стороны Москвы.
"Какой тогда смысл в контрактах, если одна из сторон может нарушать его условия и не нести за это никакой ответственности?" – риторически спросил Витренко.
Исполнительный директор "Нафтогаза" добавил, что даже если Киев не успеет внедрить нормы ЕС, Украина сможет использовать "свопы" – короткие контракты по рыночным ценам. Это, очевидно, сможет спасти страну от кризиса.
По мнению директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, подобные заявления отражают нездоровые отношения Европы с Украиной, когда российская сторона становится самой заинтересованной в работе украинского транзита.
"Вариант на самом деле один, только в первом случае речь идет о том, что Украина успеет применить европейское право до 1 января текущего года, а во втором случае – если она успеет это сделать к 1 января 2021 года. До этого момента на год будет введен промежуточный этап, по которому будет действовать старый контракт с важной оговоркой. Речь не идет о прокачке 110 млрд кубов в течение года, "Газпром" настаивает на отмене решения Стокгольмского арбитража и штрафных санкций за нарушение пункта "качай или плати".
По европейскому законодательству ситуация выглядит еще более интересной. Как ни парадоксально, именно "Газпром" – самая заинтересованная сторона в том, чтобы украинский транзит шел по европейскому законодательству, а вовсе не Европа. Европа как раз в лице вице-президента Еврокомиссии Шефчовича настаивает на десятилетнем контракте с 60 миллиардами кубометров прокачки. Получается, что Европа породила законодательство, которое не выгодно Украине, а теперь упрямо пытается ей помочь", – объясняет эксперт в комментарии "Экономика сегодня".
Так, по мнению Симонова, не исключено, что дело дойдет до газовой войны и контрабанды российского газа.
Россия осознает неприятные риски как для себя, так и Украины, Европы, а поэтому, несмотря на очевидные козыри и преимущества, "предлагает договориться", полагает эксперт.