В интервью общественно-правовому телеканалу ETV по результатам 2021 года президент Эстонии Алар Карис прокомментировал выдвинутые Россией требования о "красных линиях" во взаимоотношениях с Западом, констатировав, что решать такие вопросы в двустороннем формате Эстония точно не будет. В то же время и совсем оставаться в стороне республике не позволяют существующие союзнические отношения.
"Мы [Эстония и НАТО] должны быть осторожны. Страх – очень сильное чувство. Я думаю, что не надо никого бояться, но нужно заниматься сдерживанием. Мы должны идти в ногу с союзниками и не дать разобщить нас, что, по понятным причинам, является одной из целей сегодняшней России: поссорить нас между собой, как Запад – Восток, так и Север – Юг, а также поссорить с США. Начать переговоры с каждым по отдельности, и вдруг кто-то действительно начнет переговоры. Ничто не должно происходить за спиной у тех стран, о которых принимаются решения", – отметил Карис в первом на своем посту итоговом годовом интервью.
В принципе, в сказанном президентом Аларом Карисом нет ничего нового – все без исключения руководители Эстонии последних десятилетий твердили идеологически выверенную мантру о том, что единственной возможностью для защиты страны от внешних угроз является укрепление единства с западными союзниками и неукоснительное соблюдение поступающих от них сигналов.
Поэтому и в нынешней обстановке, когда Россия направила информацию о своих "красных линиях" безопасности не "в воздух", то есть всем странам коллективного Запада, а конкретно Соединенным Штатам Америки и НАТО как организации (в которой первую скрипку играют те самые США), Эстонии, как и другим небольшим странам, остается лишь уповать на мудрость "суверена" и надеяться, что о них не забудут в самый неподходящий момент.
Что, однако, не мешает малым государствам высказывать в ходе подготовки и хода российско-американских переговоров по предложенным Россией условиям собственные пожелания и мечты.
"Твоя моя не понимать!"
Исходя из этого, касаясь сути предложений России, Алар Карис предпочел включить весьма удобный для сохранения лица "режим непонимания" даже в тех моментах, где все всем предельно ясно.
"Если бы кто-то точно понимал, чего хочет Россия, то и этот вопрос непременно был бы решен. Продолжает оставаться немного неясным, чего хочет Россия. У нас есть некое представление, понимание того, что может случиться, когда она сделает одно, второе или третье," – сказал Карис.
"Как мы видели в последние дни, Россия практически ежедневно подает очень сильные сигналы. Будь то длинный список даже не пожеланий, а практически команд. Единственное оружие против этого – это то, что западные страны, особенно страны НАТО, сохранят единство в этом отношении и информация об этом дойдет до всех сторон в кратчайшие сроки", – считает президент Эстонии.
Не понимать того, что Россия, обозначая свои "красные линии", хочет лишь одного – чтобы ее оставили в покое, а не окружали со всех сторон враждебной инфраструктурой чужого военного альянса. Руководство Эстонии не может и честно признать реальность, что это не Россия угрожает НАТО, а как раз наоборот. Вот и приходится юлить, мягко призывая стороны хоть как-то договориться между собой без особых потерь для окружающих.
Безопасной альтернативы диалогу нет
Поэтому президент Алар Карис, пусть на словах и категорически отвергая российские "красные линии", говорит о "разумных рамках" сотрудничества с Россией, которых коллективный Запад мог бы в результате переговоров достичь.
"В итоге в определенный момент отношения с Россией все же должны войти в какие-то разумные рамки. Никто не хочет эскалации", – отметил президент.
Насчет "никто", учитывая быстрое расширение НАТО в последние десятилетия и поддержку Западом гражданской войны на Украине, конечно, можно было бы с президентом Эстонии поспорить, однако всем понятно другое – всерьез вопросы стратегической стабильности в мире могут обсуждать лишь те, у кого есть для этого достаточно силовых и экономических аргументов.
Особого смысла в том, если о ядерном разоружении договариваться будут между собой не имеющие ядерного оружия страны, нет. То же самое действует в отношении дальнейших планов НАТО. Конечно, Эстония формально тоже имеет в этой организации право голоса, но в случае проблем ведь не она будет отвечать за последствия.
Следовательно самым разумным в нынешней обстановке планом действий для Эстонии было бы просто по возможности не лезть на рожон.
В этом смысле следует признать, что президент Алар Карис, произнося "идеологически правильные слова", все-таки старается оставлять зазор для конструктивного диалога, а не только разжигать страсти, как постоянно делала его предшественница – президент Керсти Кальюлайд.
Если этому примеру последуют и другие местные политики, то можно будет надеяться, что "красные линии" не превратятся в красные костры и воронки от снарядов на территории самой Эстонии. Вероятно, мир был бы лучшим подарком для страны и в наступающем 2022 году.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.