Принято считать, что восточноевропейские страны более лояльны к США и НАТО, чем некоторые государства "Старого света". Однако недавнее исследование негосударственной организации GLOBSEC показало, что сегодня уже не все так просто.
В докладе "Голоса Центральной и Восточной Европы. Восприятие демократии и управления в 10 странах ЕС" говорится о том, что далеко не все жители стран Балтии и Балкан хорошо относятся к Североатлантическому альянсу. Как написано в докладе GLOBSEC, в разделе "Конспирология и дезинформация", некоторая часть населения в этих государствах считает, что их республики "находятся под оккупацией НАТО". Отношение к альянсу весьма двоякое и на Балканах.
Все это не значит, что Восточная Европа отреклась от НАТО и рассчитывает только на Евросоюз. Исследования показали весьма серьезный уровень недоверия и к Брюсселю. Впрочем, почти половина респондентов Центральной и Восточной Европы с настороженностью относится даже к собственным правительствам.
Почему население этого региона столь недоверчиво к политикам? Можно ли вообще такую ситуацию считать нормальной? Изменится ли она в среднесрочной перспективе?
Кто конкретно в Балтии недоволен НАТО?
Для начала следует сказать о самой негосударственной организации GLOBSEC. Этот аналитический центр (базируется в Братиславе) является "продуктом" Словацкой Атлантической комиссии, которая была основана в 1993 году дипломатами для поддержки вступления Словацкой Республики в НАТО и ЕС.
В 2000-х годах она практически осталась без бюджета, но через пять лет эту организацию, по сути, возродил Роберт Васс, ставший впоследствии ее президентом. Он же учредил ежегодный Братиславский Глобальный форум по безопасности GLOBSEC.
После этого организация превратилась в аналитический центр, который каждый год проводит конференции с участием европейских и американских политиков. Среди них можно выделить бывшего премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, экс-госсекретаря США Мадлен Олбрайт, действующего госсекретаря и бывшего главу ЦРУ Майка Помпео.
Это позволяет с уверенностью заявить, что специалисты из GLOBSEC никакой неприязни к НАТО в принципе не испытывают. Но, несмотря на их позитивное отношение к альянсу, исследования показали, что военным блоком недовольны, пусть и не все, даже в странах Балтии.
"13% жителей Литвы и 26% граждан Латвии верят, что балтийские республики находятся под оккупацией НАТО. 30% эстонцев считают, что цель нахождения войск Североатлантического альянса в Эстонии – это провокация и раздражение России", – говорится в докладе GLOBSEC.
Правда, нужно подчеркнуть, что результаты таких исследований аналитики из неправительственной организации поместили в главу "Конспирология и дезинформация". Кто же эти люди в Прибалтике, которые так считают? Неонационалисты, русскоговорящие, часть коренных жителей или какие-нибудь неизвестные простому обывателю маргиналы? На этот вопрос для Baltnews ответил политолог, доцент РГГУ Вадим Трухачев.
"В Латвии подавляющее число людей, считающих свою республику оккупированной НАТО, – это русскоязычные. В этой стране есть много коренных русских, по сути, они – потомки советских солдат. Возможно, есть и какое-то количество латвийцев-католиков. По убеждениям они несколько отличаются от своих сограждан-лютеран, большая часть которых весьма положительно относится к США.
В Литве все немного иначе. Об оккупации НАТО могут рассуждать, как правило, только русскоязычные. Кстати, эти люди в Литву приехали, а не жили там еще до исчезновения СССР. Какая-то часть из 13% жителей Литвы, о которых говорится в докладе GLOBSEC, – это литовские поляки, отличающиеся от своих "братьев" с исторической родины, поскольку у них нет ярко выраженных антироссийских настроений. Возможно, там есть небольшое количество литовцев вроде Альгирдаса Палецкиса, которого в свое время даже арестовали за его политические убеждения. Но таких людей, разумеется, немного", – рассказал политолог.
Ключ к политической ориентации региона
Вадим Трухачев также считает, что в ближайшие годы отношение приблатов к НАТО особо не изменится. Он напомнил, что сейчас средний возраст населения в Балтии – это примерно 40 лет. Молодежь, как правило, проводит время на заработках в Западной Европе. Поколение, которое действительно помнит времена СССР, никуда не делось, из-за этого мы и видим такие результаты опросов в GLOBSEC.
"Тенденция может пойти только в одну сторону – к США отношение будет улучшаться, а к России – наоборот. Но это долгосрочная перспектива, при которой должна и дальше работать пропаганда, направленная на "демонизацию" Москвы. Серьезный сдвиг в мировоззрении населения произойдет лет через 20, когда уйдут из жизни те, кто жил в СССР", – считает политолог.
Доцент РГГУ Вадим Трухачев также дал свою оценку и по поводу исследований GLOBSEC, касающихся жителей Болгарии и Словакии. В докладе говорится, что 50% болгар считают НАТО частью американской схемы по подчинению Европы, а 60% опрошенных словаков прямо назвали присутствие Североатлантического альянса на своей территории оккупацией США.
"Болгары и словаки, если мы говорим о простом населении, лучше относятся к РФ, чем многие страны ЕС и НАТО. Но не надо преувеличивать их любовь к России. Я не считаю, что исследования GLOBSEC в этом плане верны на 100%. Мне кажется, против НАТО там может выступать немного меньшее количество людей, хотя в целом их число все равно больше, чем в Прибалтике.
В Словакии и Болгарии у власти находится явно антироссийски настроенные политики. В Софии это длится уже 11 лет. Но в НАТО хотят сделать Болгарию новым форпостом против РФ в Черноморском регионе. Очевидно, местное население этим недовольно, вот мы и видим их настороженность по отношению к альянсу", – поделился мнением Вадим Трухачев.
Восточная Европа никому не верит
Кстати, о Болгарии. Как пишет одно из изданий этой страны, есть некий парадокс, при котором государство хочет быть частью Европы, когда речь заходит об уровне жизни, но большая часть населения при этом разделяет мировоззрение жителей России, а не, скажем, Франции или Италии.
"Некоторые пророссийские нарративы являются антизападными, поэтому эти страны с большей вероятностью поверят в дезинформацию и теории заговора. Особенно с учетом того, что 71% болгар и 35% словаков утверждают, что их ценности совпадают с ценностями России", – пишет издание "Дневник".
Как написано в исследовании GLOBSEC, "в среднем 91% жителей Восточной Европы, которых устраивает, как работает демократия в их стране, довольны своей жизнью".
Но при этом в документе говорится о том, что 72% респондентов из Центральной и Восточной Европы не доверяют политическим партиям, а 53% не верят правительству. Ситуация может показаться весьма опасной. Можно предположить, что страну, в которой большая часть населения не верит собственному правительству, можно очень легко столкнуть в пропасть внутриполитических раздоров.
Никакой паники! Так было всегда
Однако для Балкан, Прибалтики и другой части Восточной Европы, как уверен исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов, подобная ситуация считается нормальной.
"Если вы посмотрите на цифры схожих опросов, то увидите, что картина в целом не меняется уже достаточно давно. Это фоновая ситуация недоверия в Восточной Европе к политике в целом. Речь не о конкретных партиях или определенной повестке, не в реализуемом тренде. Это срез обычного состояния восточноевропейского массового сознания.
В этом регионе подобное – не то что норма, а важный предохранитель от гиперполитизации, которая может снести режимы и организовать подобие майдана. Поэтому политики в этих странах даже рады, что сохраняется около половины деморализованных избирателей. Такие люди обычно не участвуют в политической жизни страны", – рассуждает Вячеслав Данилов.
Как отметил эксперт, традиции недоверия к формальным политическим структурам в Восточной Европе уже много лет. Насадить "демократическую культуру", как в Германии или во Франции с Италией, в Восточной Европе не получилось.
Разве что Польша несколько выделяется в связи с развитым гражданским обществом, католицизмом, местничеством и историей профсоюзов.
Остальные страны, в особенности Венгрия, Румыния, Болгария, показывают низкий интерес к политике со стороны широких масс и высокий уровень недоверия. Это своеобразная политическая традиция Восточной Европы. Она ничего не значит ни в контексте отношений Европы с Россией, ни Евросоюзом и США. Это скорее популистский резерв. Но при этом самих популистов, готовых раскачать эти массы, в политику не допускают. Максимум – это премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.
"В целом для аполитичных деморализованных групп сохраняется недоверие к евробюрократии, его, кстати, разделяют и в странах Западной Европы. Это проявляется по-разному. Недоверие к собственным политикам, которые все "продались" Западу, ксенофобия, пещерный национализм, вера в то, что корпорации их грабят, что в подчиненном и нищем положении своих стран и населения виноват тихий колониализм Запада.
Но от страны к стране есть нюансы. Если для Словакии такой взгляд более характерен, то для Черногории, которая отказалась от своей валюты и ввела евро до включения в состав ЕС, характерна, наоборот, надежда на Запад. Причем она совмещается с недоверием к своему политикуму", – заключил исполнительный директор Центра политического анализа.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.