"Наша жизнь не будет прежней": европейцы не готовы к еще большему повышению цен

Статистика

Пауль Томсон

Брюссель пытается выяснить, как долго европейцы готовы терпеть лишения ради антироссийских санкций, вызвавших инфляцию и снижение уровня жизни.

Более половины населения Евросоюза уже почувствовала на себе и на своем кошельке последствия санкций, введенных Брюсселем против России вследствие событий на Украине. 

Остальные европейцы, как показывает опрос, проведенный весной общеевропейской службой Eurobarometr для Европарламента, ожидают снижения своего уровня благополучия в ближайшие месяцы. И лишь примерно треть опрошенных верит, что сложная ситуация у границ альянса никак не отразится на их доходах.

Опрос был в основном посвящен выяснению уровня доверия жителей стран Евросоюза к Брюсселю в целом и к Европарламенту в частности (и то, и другое выросло), но обойти тему военных действий на Украине и последствия санкций против России Eurobarometr, конечно, не мог. И результаты сезонного исследования мнений европейцев оказались, похоже, не совсем такими, какими ожидались.

В Брюсселе предпочитает говорить, что инфляция и иные финансово-экономические проблемы альянса стали результатом "жестокого, неспровоцированного нападения" России на Украину, но подразумевается, конечно, что лишения и страхи европейцев вызваны не локальными военными действиями, а мерами "наказания" Москвы, оказавшимися более болезненными для самих "наказующих". 

Кроме того – о ужас! – в среднем 10 процентов респондентов продолжают положительно относиться к России, вопреки ежедневной, тотальной обработке общественного мнения в антироссийском духе.

Брюссель хотел бы выяснить для себя, насколько и до какой степени готовы европейцы терпеть лишения ради "защиты демократии и свободы Украины", то есть ради принуждения Москвы к подчинению. От этого, возможно, будет зависеть то, насколько далеко политические элиты готовы зайти в санкциях против России без риска столкнуться с сопротивлением и массовыми протестами населения, чреватыми сменой его политических предпочтений. Оказалось, что терпение многих жителей стран альянса практически исчерпано.

Результаты варьируются от страны к стране, но в целом по Евросоюзу более 60 процентов респондентов полагает, что их жизнь навсегда изменилась и не в лучшую сторону. В Эстонии 86 процентов опрошенных заявили, что их уровень жизни уже пострадал или ожидают, что он вскоре снизится. Заметно больше половины опрошенных заявили, что не готовы к дальнейшему повышению цен на энергоносители и продукты питания.

Готовность терпеть лишения и оплачивать высокие счета ради "демократии и свободы", естественно, выше в западноевропейских странах, где выше средние заработки и общий уровень благосостояния. Авторы опроса, оказавшиеся в довольно щекотливом положении, постарались увязать вопрос о "готовности страдать" с "российским подтекстом", но из ответов респондентов не очевидно, что они считают Москву угрозой этой самой "свободе и демократии". Они готовы бороться за свои свободы и права, но далеко не все считают, что их врагом следует считать именно Россия.

Уровень готовности все перетерпеть ради Украины явно зависит от доходов

От 50 (в Германии) до 89 процентов (в Греции) опрошенных в разных странах альянса заявили, что не готовы к повышению цен на энергоносители, а уверены в своих возможностях респонденты лишь в пяти наиболее благополучных государствах Евросоюза: в Дании, Нидерландах, Люксембурге, Финляндии и Швеции.

Не согласны платить больше за продукты питания в среднем 59 процентов опрошенных европейцев, но в Германии о своей неготовности платить за еду еще больше заявили 52 процента респондентов, а в Греции - 89 процентов (в Эстонии за газ и за продукты не готовы платить больше 61 процент опрошенных). Население в уже упомянутых наиболее благополучных странах заявляет, что ко всему якобы готово и все выдержит.

Объективности опросов мнения "среднестатистических" европейцев, скажем, о состоянии дел в экономике, торговле и финансах вполне можно доверять, поскольку судят они об этом, исходя из собственных, личных впечатлений, полученных во время оплаты счетов, посещения магазинов, бензозаправочных станций и банков.

А точки зрения по поводу внешнеполитических событий и тенденций есть итог осмысления информации, поданной в газетных статьях, в телевизионных новостях, переданной по социальным сетям, где "дезинформацию" и "кремлевскую пропаганду" отлавливают и удаляют толпы модераторов и "искусственных интеллектов", настропаленных угрозами санкций со стороны надзирающих правительственных органов контроля. Российские и пророссийские новостные ресурсы попали под санкции и блокированы.

То есть мнение этого самого "среднестатистического" европейца есть итог воздействия на него средств массовой информации и политических лидеров. Европеец в большинстве своем знает сейчас о событиях на Украине и о позиции России лишь то, что ему сочли необходимым сообщить и, как правило, в том тоне, который соответствует мнению властей. Даже цитируемое здесь исследование снабжено пропагандистским текстом, полным домыслов, недостоверных обвинений, необъективных доводов и упреков в адрес России.

Как отмечают авторы исследования Eurobarometr, половина населения стран альянса испытывает, осмысливая новости о происходящем на Украине и в связи с этими событиями, чувствует неуверенность, надежду на лучшее (каждый понимает его по-своему) испытывают 47 процентов опрошенных, уверенность (в чем?) – 32 процента респондентов.

По меньшей мере двое из десяти европейцев говорят также, что чаще всего чувствуют беспомощность, страх, разочарование, спокойствие, готовность помочь и гнев. 

Положительные эмоции в отношении России испытывает около 10 процентов респондентов (в Эстонии – 16 процентов, а на Кипре – 36), четырьмя годами ранее, как показал опрос того времени, таких было около 30 процентов. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме