"Разумный компьютер" как воплощение мечты об идеальном европейце

Мужчина перед монитором компьютера
РИА Новости / Кирилл Каллиников

Алексей Языков

Морально-этический кодекс, который Евросоюз навязывает создателям искусственного интеллекта, похож на отредактированную "библию".

Искусственный интеллект (ИИ) обязан быть гуманнее и добрее человека, он должен быть более лояльным и терпимым к недостаткам и различиям людей, чем сами люди. Иными словами, ИИ предписывается воплотить в себе представления об идеальном разумном существе, которым у самого человека стать не получается. Примерно так можно интерпретировать свод правил и требований, вырабатываемых Евросоюзом для IT-корпораций, создающих программы, которые пока лишь со значительной натяжкой можно счесть разумом.

Но, как полагают, не за горами и появление на публике действительно разумных машин, схожих с человеком по "личностным характеристикам" и значительно превосходящих интеллектуально. Что, судя по сотням и тысячам фантастических романов и фильмов, пугает многих до состояния "медвежьей болезни".

Но понимание решающего значения "разумных машин" для науки, экономики и повседневной жизни, для достижения мирового лидерства или хотя бы для "игры на равных" со сверхдержавами вынуждает Евросоюз торопить события.

Хотя многие эксперты уверены, что цифровое подобие разума человека с его способностью к абстрактному мышлению и склонностью к спонтанным, интуитивным решениям создать невозможно. По крайней мере, в ближайшие пару сотен лет. А потому трудиться над подготовкой морально-этического кодекса ИИ смысла нет. Тем не менее Евросоюз пытается определиться со своим отношением к гипотетическим "младенцам" и, кажется, намерен воплотить в них современные представления об идеальном чиновнике и "совершенном человеке".

Складывается впечатление, что именно в том подходе, который Евросоюз пытается применить к решению проблемы поиска места и роли ИИ в жизни европейцев, особенно наглядно видна наивность представлений властей альянса о будущем устройстве общества. А также о том, каким полагается быть всему миру, и по каким законам он должен жить.

Брюссель говорит о своем глобальном лидерстве в части подготовки морально-этического кодекса для ИИ и намерен убедить планету этот кодекс принять как догму.

"Снижение гендерных, социальных или культурных предубеждений в технологиях искусственного интеллекта имеет ключевое значение", – считают депутаты из комитета по культуре и образованию Европарламента, где на днях пытались разобраться в том, каким должен быть гипотетический искусственный интеллект.

Эта тема обсуждается в институтах власти Евросоюза и в его экспертных группах и, надо думать, не только там, но и в военных кругах, не первый год. Осознание революционного значения появления такого мощного фактора, как разумный компьютер, что бы под этим околонаучным термином ни понималось, и тех проблем, что его появление создает, приходит не сразу, но постепенно овладевает все большим кругом политиков и экономистов. А также философов, представителей религиозных конфессий и правозащитных организаций.

Евросоюз торопится с написанием "библии" для разумных компьютеров

Намерение определиться со статусом ИИ в сфере культуры и образования можно было бы счесть не очень значительным этапом в общем процессе осознания факта скорого появления "младенца".

Но депутаты замахиваются на куда более глобальные задачи. Как говорится в принятой парламентариями из профильного комитета резолюции, "использование технологий ИИ в образовании, культуре и аудиовизуальном секторе экономики может повлиять на основу основных прав и ценностей нашего общества". А потому депутаты требуют в обязательном порядке сделать искусственный разум врагом всякой и любой дискриминации, борцом за абсолютную истину, защитником гендерного равенства, плюрализма, культурного и языкового разнообразия. Но ни в коем случае не бунтарем или дерзецом.

Если присовокупить к этому списку все те требования и пожелания, что ранее уже были высказаны Евросоюзом в адрес разработчиков ИИ, включая абсолютную преданность и подчиненность руководству (оператору), и добавить обязательную любовь к природе, котятам и цветам, то получится нечто вроде идеального, почти божественного человекоподобного существа. Воплощающего в себе все утопические мечты об образцово-показательном европейце. На высокое звание которого обычный, реальный и живой человек при всем желании никак не тянет.

Есть во всем этом что-то глубоко религиозное, от веры в царство божие на земле, которое может построить лишь такой вот совершенный и гуманный разум. Но лишенный свободы воли и искусственный.

Правда, слово "интеллект" из словосочетания ИИ придется убрать, поскольку существо, скованное таким количеством ограничений и требований, интеллектом обладать не может, так как лишено права спорить, самостоятельно мыслить, сравнивать и выбирать. Пожелания и требования депутатов Европарламента, вероятнее всего, продиктованы благими намерениями (которыми, как известно, иногда выстилают дороги в не самые приятные места) и искренним желанием облагодетельствовать человечество.

Но изучение официальных материалов, публикуемых на тему этики и морали разработки и использования ИИ, оставляют ощущение непонимания их авторами истинных масштабов происходящих изменений, иллюзорности их представлений о возможности контролировать эти перемены.

"Истинные человеческие ценности" для компьютерных программ

Пока европейские идеалисты проясняют для себя "животрепещущие" вопросы наподобие таких: "можно ли продать ИИ, если он считается самостоятельной личностью?", "должен ли ИИ идентифицировать себя как женщина или мужчина, как представитель какой-либо конкретной расы, народа?" и так далее, корпорации и генералы движутся своим собственным путем.

Боевой экспериментальный робот "Маркер"
© Sputnik / Иван Сураев
Боевой экспериментальный робот "Маркер"

Военные и производители вооружений могли бы добавить к человеколюбивым пожеланиям депутатов Европарламента еще несколько своих. Например, что ИИ, помимо любви к котятам, еще должен уметь самостоятельно выбирать такие цели для ракетных ударов, которые окажутся наиболее болезненными и разрушительными для врага, уничтожать и убивать больше сил и средств врага, чем это умеют сами люди. Реальная разработка "разумных программ" на самом деле движется по очень прагматичному пути и совершенно не обременена сомнениями насчет этики и морали.

Самодостаточный компьютер должен выполнять конкретные задачи максимально эффективно, быстро и относительно дешево. А о его душевных переживаниях можно будет поговорить тогда, когда и если таковые у программ появятся.

Представления депутатов Европарламента о том, каким должно быть место ИИ в жизни людей, напоминает выступление очень пожилого темнокожего конгрессмена Раша от штата Иллинойс, который на слушаниях о защите личных данных в Facebook в ходе разбирательства с его основателем Марком Цукербергом громко, но невнятно из-за недостаточно тщательно подогнанной вставной челюсти, что-то говорил насчет незыблемости американских ценностей и возможного покушения оного Цукерберга на эти самые ценности.

Семья, традиционные ценности
Семья, традиционные ценности

Вероятнее всего, престарелый сенатор, так же как и многие другие его коллеги, плохо себе представлял о чем вообще идет речь, кто такой Facebook, какую роль играет глобальная сеть, и как она уже необратимо изменила человеческое сообщество. По его мнению и мнению его коллег-конгрессменов, решающую роль в дебатах должен был сыграть непробиваемый довод насчет "истинно американских ценностей", которыми якобы можно измерить все и вся, применить к чему угодно и как угодно, применить в любой точке на планете, где пользуются интернетом и социальными сетями.

Столь же странно слышать от Брюсселя наивные рассуждения о том, каким он видит будущее человечества с искусственным интеллектом, каким должно быть человечество и сам этот интеллект.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме