Сбои в поставках вакцин подорвали авторитет Евросоюза

Вакцина от коронавируса на фоне флага Евросоюза
REUTERS / DADO RUVIC

Алексей Языков

Еврокомиссию обвиняют в слабости и провале организации поставок вакцин, а она обещает все исправить.

Брюссель готов пойти на экстренные меры, чтобы одолеть фармацевтические корпорации в конфликте из-за сроков и объемов поставок вакцин от коронавируса. Рассматривается возможность принудить корпорации отказаться от права интеллектуальной собственности на препараты, то есть предлагается бесплатно передать лицензии на производство вакцин всем желающим взяться за их изготовление предприятиям.

Евросоюз может также полностью запретить экспорт вакцин за пределы альянса и предпринять иные шаги ради "сохранения лица".

Но слова о "полном провале брюссельских бюрократов" уже произнесены, а Африка и Азия уже обвинили Европу и весь Запад в целом в ущемлении их права на вакцины.

Вполне респектабельные, проевропейски настроенные издания вдруг принялись цитировать левых депутатов Европейского парламента, резко критикующих действия исполнительной власти Евросоюза и лично президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен за "провал" в обеспечении европейцев достаточным количеством вакцин от коронавируса.

Ругают и за попустительство фармацевтическим корпорациям, не выполнившим свои обязательства перед Брюсселем по причине "жадности до денег" и из-за некорректно составленных аппаратом Еврокомиссии контрактов. Нелицеприятные высказывания левых перекочевали со страниц их собственных газет на фронтпейджи ведущих европейских средств массовой информации.

53-я Мюнхенская конференция по безопасности.
ria.ru
53-я Мюнхенская конференция по безопасности.

"Pfizer и AstraZeneca играют с нами, а Еврокомиссия выглядит беспомощной. Это многое говорит о том, как велись переговоры об этих вакцинах", – заявляет бельгийский депутат Марк Ботенга. А греческий депутат из группы левых Димитриос Пападимолис уверен, что Урсула фон дер Ляйен и ее комиссар по делам здравоохранения Стелла Кириакидес "полностью провалились" с контрактами с фармацевтической индустрией.

Брюссель винят за то, что он заплатил "миллиарды евро" транснациональным корпорациям, которые полностью "игнорируют" Еврокомиссию.

Конфликт из-за вакцин добавил популярности левым

Депутаты высказываются в поддержку ранее прозвучавшего требования левых приобретать не готовые вакцины, а лицензии на их производство, или даже выкупать концессии на интеллектуальные права корпораций на эти препараты, чтобы иметь возможность на выгодных условиях и под полным контролем Брюсселя договориться об их производстве на мощностях других компаний, причем не только в Евросоюзе.

Вероятно, далеко не все депутаты Европарламента и европейские столицы разделяют мнение критиков "брюссельской бюрократии", но сомнения в том, что Еврокомиссия сделала все возможное, чтобы обеспечить запланированные темпы и объемы поставок вакцин, довольно сильны. Они не очень громко звучат по причине нежелания добавлять нотки паники и озлобления в и без того не самые благодушные настроения населения альянса, но они заметны.

Неспособность двух крупнейших контрактных поставщиков вакцин выполнить вроде бы уже согласованные и оплаченные поставки в должный срок нанесли очень болезненный удар по реноме центральных властей Евросоюза. Это может стоить кресла комиссару Кириакидес и, что намного хуже, подорвет позиции и влияние института исполнительной власти альянса как такового.

Брюссель вынужден быть жестким и решительным

И потому Брюссель готов сейчас пойти на самые радикальные меры преодоления кризиса доверия, созданного не столько фармацевтическими корпорациями, ошалевшими, похоже, от денег, политического давления и объема работ, сколько самим Евросоюзом.

Судя по звучащим заявлениям лидеров альянса, они плотно изучают возможность использования "чрезвычайных мер" для преодоления возникшей проблемы с поставками вакцин. Мер, более решительных и веских, чем те, что готовы предпринять отдельные европейские столицы.

В частности, глава Европейского совета Шарль Мишель говорит о применении Статьи 122 Лиссабонского соглашения (заменяет альянсу конституцию – прим. автора) как инструмента принуждения корпораций к отказу от исключительных прав на патенты.

А совсем недавно Брюссель отказывался обсуждать такой поворот в отношениях с фармацевтическим бизнесом. Еврокомиссия также предлагает запретить экспорт вакцин за пределы альянса, что может понравиться европейцам, но совершенно точно не будет понято в странах Азии и Африки. Где вакцинация населения еще даже не начиналась как по причине отсутствия денег на них, так и по причине отсутствия самих вакцин.

На недавнем экономическом форуме в Давосе президент Южно-Африканской Республики Сирил Рамафоса уже обвинил "богатые страны" в том, что они оставили за собой количество доз вакцин, "в четыре раза превышающее численность их населения".

"Это было сделано для того, чтобы исключить (вывоз вакцин) в другие страны мира", – сказал Рамафоса. Африка призывает "золотой миллиард" поделиться средствами и препаратами.

Экраны в Ситуационном центре Кремля после участия президента РФ Владимира Путина в сессии "Давосская повестка дня 2021" Всемирного экономического форума (ВЭФ) в режиме видеоконференции, 27 января 2021
© Sputnik / Михаил Климентьев
Экраны в Ситуационном центре Кремля после участия президента РФ Владимира Путина в сессии "Давосская повестка дня 2021" Всемирного экономического форума (ВЭФ) в режиме видеоконференции, 27 января 2021

Пандемия и кризис приблизили федерализацию Европы

Многие полагают, что Еврокомиссия слишком много внимания и сил отдала реализации своего плана использовать пандемию и кризис для радикального продвижения идеи федерализации Евросоюза и потому в должной мере не озаботился своевременным "купированием" пандемии.

По сути дела, коронавирус позволил Брюсселю быстро и практически незаметно для широких масс сделать то, чего он не мог добиться годами кропотливой работы. У стран альянса появились общие налоги, которые необходимы для того, чтобы вернуть взятые на нужды борьбы с кризисом долги и восстановить темпы роста экономики.

Еврокомиссия впервые стала прямым держателем акций и долей во множестве фирм Евросоюза, получивших льготные кредиты.

Брюссель далеко шагнул по пути отказа от принципа принятия ключевых решений исключительно с единогласного их одобрения странами альянса. И сделал немало других, как бы вынужденных в условиях пандемии и кризиса шагов, направленных на централизацию власти и влияния, на лишение стран альянса еще одного "кусочка" суверенитета.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме