Евросоюз погружен в собственные "пандемические" проблемы, но он в полной мере осознал глобальное значение подписания 15-ю государствами Азиатско-Тихоокеанского региона соглашения о Региональном всеобъемлющем экономическом партнерстве. На глазах немного растерянных европейских зрителей в ноябре на планете появился новый и потенциально самый могущественный торгово-экономический блок во главе с Китаем.
Причем появился он при участии, казалось бы, надежно и навсегда прозападных Австралии и Новой Зеландии, Японии и Южной Кореи, что наносит дополнительный удар по сложившемуся миропорядку.
Это событие неизбежно отразится на всех государствах европейского экономического альянса, включая и страны Балтии. Хотя бы уже в том, что Пекину отныне не особенно страшны торговые санкции США или Евросоюза, а объявленная Вашингтоном блокада "экспансии китайских коммунистов" закончится, так толком и не начавшись.
В ближайшей перспективе Брюсселю, вероятно, придется внести коррективы в свои планы на Азиатско-Тихоокеанский регион, где он успел ранее подписать соглашения о свободной торговле с Южной Кореей и Сингапуром, договора о торговле и о Единой системе тарифных преференций с рядом других государств региона, вошедшими теперь в альянс с Китаем.
Во всем виноват, конечно, Дональд Трамп
Брюссель винит в "потере" Азии уходящего президента США Дональда Трампа, который в 2016 году увел свою страну из формировавшегося блока Транстихоокеанского партнерства (ТТП). И тем якобы развязал руки Китаю, сумевшему воспользоваться отступлением США из региона для того, чтобы успешно довести до конца свой давний план формирования альянса из десяти государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), себя самого и других стран региона.
Но, думается, естественный ход истории и развития Азии, стимулированный еще и стремительным становлением Китая как крупнейшего игрока глобального рынка, не мог в конечном счете не привести к тому, что государства региона в той или иной форме объединятся в торговый альянс. Имеющий перспективы стать в будущем чем-то большим, чем просто блок стран с общими таможенными правилами и пониженными или нулевыми импортными тарифами.
Соглашение о Региональном всеобъемлющем экономическом партнерстве (RCEP) объединяет страны с совокупным населением в треть всех жителей планеты и общим валовым внутренним продуктом в тридцать процентов от мирового.
Ожидается, что новый альянс уже в следующем году добавит к глобальному ВВП порядка 170 миллиардов евро.
А геополитические последствия произошедшего в Ханое 15 ноября подписания соглашения RCEP политологам и политикам пока еще только предстоит осмыслить.
Евросоюз и США вернутся к плану TTIP
Все и вся объединяются по региональному признаку, отодвигая политические воззрения и традиционные международные связи на второй план. Экономические кризисы, а также торговая война США против КНР этому процессу очень поспособствовала. Кто бы мог подумать еще десяток лет назад, что Австралия, Новая Зеландия и Япония подпишут соглашение о партнерстве с коммунистическим Пекином? По сути, выбрав его сторону в очевидном и неизбежном длительном противостоянии между Китаем и США.
Постаревшие "азиатские тигры" – Япония, Южная Корея, Сингапур – в условиях кризиса не смогли устоять перед соблазнами открывающегося для них гигантского китайского рынка с его населением, которое имеет в среднем около 800 евро ежемесячного дохода на каждого потенциального потребителя импортных товаров. А, как известно, чем больше страны зависят друг от друга экономически, тем меньше у них интереса к конфликтам и войнам, тем сложнее их склонить к вступлению в иные союзы.
О том, что дело движется в нежелательном для США и всего Запада направлении, можно было судить уже по тому, как Вашингтон вдруг воспылал особенно дружескими чувствами к Индии. Дели от намерения войти в "партнерство" в RCEP ранее отказался, как полагают, из опасения обвала дешевых китайских товаров на свои рынки и из-за некоторых трений с Пекином.
Но предполагается, что индусы в будущем все же войдут в RCEP, и тогда у нового азиатского торгового блока по определению не будет никаких конкурентов. Их и сейчас нет, но с Индией "партнерство" становится абсолютно недосягаемым для каких-либо возможных и даже фантастических конкурирующих альянсов.
С уходом президента Трампа, который, похоже, смог утопить столько торговых блоков и союзов, на сколько ему хватило сил и времени, Евросоюз и США, вероятно, вынуждены будут вернутся к проваленным в 2016 году переговорам о зоне свободной торговли TTIP (Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство). Или к более позднему, но тоже погибшему проекту договора о беспошлинной торговле, который стороны попытались обсудить в 2018 году.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.