В войну против китайских IT-компаний, которую Вашингтон начал с атаки на Huawei и социальную сеть TikTok, неизбежно окажется втянут и Евросоюз. Странам Балтии тоже придется выбирать между верностью "главному гаранту безопасности" и декларируемыми принципами свободы кибер-пространства.
Подписав указ о полном запрете сделок с китайской компанией ByteDance - владельцем популярной соцсети и мобильного приложения TikTok, президент США Дональд Трамп одновременно создал основания для очередного раздора с Евросоюзом. Теоретически, европейский альянс, включая и страны Балтии, должен защищать фундаментальные права пользователей кибер-пространства.
По сути дела, Белый дом объявляет все китайские онлайн-платформы угрозой национальной безопасности, инструментом сбора персональных данных пользователей, кражи интеллектуальной собственности и распространения дезинформации. И, естественно, станет убеждать своих европейских союзников разделить его подозрения.
Как заявляет госсекретарь США Майк Помпео, который вскоре отправляется в турне по странам Европы, Вашингтон стремится достичь полного запрета на использование американцами (а в перспективе и европейскими союзниками) приложений и онлайн-сервисов, принадлежащих "подозрительным" китайцам. Речь идет не только о TikTok, Huawei и WeChat, но также и об облачных сервисах хранения данных, о Alibaba, Baidu, China Mobile, China Telecom и Tencent. Доказательства обвинений Вашингтон не приводит, но говорит об "опасениях американских спецслужб".
Евросоюз поклялся защищать свободу кибер-пространства
Тем временем, принятая всеми странами Евросоюза в 2013 году единая "Стратегия кибер-безопасности" требует от правительств альянса обеспечить не только безопасность, но и открытость интернет-пространства.
В документе говорится, в частности, что "ради сохранения открытости и свободы кибер-пространства" на него должны быть распространены те же нормы, принципы и ценности, что применяются в Европе по отношению к "офлайн" пространству. "Фундаментальные права, демократия и принцип главенства закона должны быть должным образом защищены и в кибер-пространстве".
Двусмысленную историю с китайской Huawei и требованием США отказаться от ее оборудования и технологий из соображений безопасности Евросоюз еще как-то "разжевал и проглотил", хотя его единство в этой ситуации было поставлено под серьезные сомнения. Но "рекомендации" Вашингтона относительно китайских интернет-платформ, онлайн-сервисов и мобильных приложений, которыми повседневно пользуются миллионы жителей Европы, самым непосредственным образом противоречат тем самым принципам открытости, свободы киберпространства и равного отношения к игрокам этого рынка вне зависимости от их национальной и географической принадлежности, которые обязались защищать государства Евросоюза.
Таким образом, конфликт неизбежен. Даже ради поддержания "трансатлантического единства" и ради создания некоего неформального единого фронта против экономической и технологической экспансии Китая Евросоюз не сможет войти в противоречие с собственными принципами и собственным законодательством.
Или сможет?
И как тогда к этому отнесутся те самые миллионы европейских пользователей китайских интернет-сервисов?
Не забота о безопасности, а конкурентная борьба
Не так давно Эстония, например, безоглядно последовала "рекомендациям" своего "главного гаранта безопасности" и ограничила сотрудничество с китайской корпорацией Huawei, хотя и не имела никаких собственных оснований подозревать китайцев в какой-либо подрывающей ее безопасность активности. Таллин поверил Вашингтону на слово (жираф большой, ему виднее), хотя уже тогда было очевидно, что запретом на китайское оборудование для систем связи 5G дело не ограничится.
Проигрывая, по большому счету, конкурентную борьбу в сфере массовых IT-технологий китайцам, США как великая держава неизбежно должны были пойти на введение протекционистских мер для подавления "стратегического противника" и удержания своих лидерских позиций.
И что же теперь?
Лучшие друзья США в Евросоюзе вновь безоглядно последуют за американцами в их борьбе с китайскими IT-компаниями? В таком случае им придется не только войти в противоречие с собственными принципами и правилами, но и согласиться с американской нео-политикой протекционизма. А также с тем, что США оставляют лишь за собой право копить персональные данные и создавать угрозы безопасности иностранным государствам.
К слову о подрыве безопасности и сборе данных. Подавляющему большинству пользователей интерент-сервисов глубоко параллельно, как говорят представители молодых поколений, накапливает кто-либо и где-либо их персональные данные или нет.
Что касается спецслужб, особенно американских, то они запрещают своим сотрудникам пользоваться иностранными приложениями. Им, надо думать, лучше известно, как собирать и использовать данные о пользователях таких онлайн-сервисов. Например, недавняя странная история с рассылкой на мобильные телефоны россиян смс с предложением Госдепа США продать ему сведения о попытках каких-либо частных или юридических лиц России вмешаться в процесс выборов в Соединенных Штатов самым ярким образом иллюстрирует, как госслужбы могут использовать персональные данные иностранных граждан.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.